Форум » Франция -прекрасная и свободолюбивая, законодательница европейской моды и вкусов » 12 апреля 1866 года. Публичная лекция в Сорбонне. » Ответить

12 апреля 1866 года. Публичная лекция в Сорбонне.

доктор Сальваторе: Название Sorbonne издавна воспринимается как символ первоклассных знаний, как эталон не только французского, но и всего классического европейского образования в целом. Это больше, чем просто университет. Это... несколько университетов, объединенных в единое целое. Парижский университет - старейший в Европе - был основан в 1215 году. С первого дня своего существования он задумывался как учебное заведение международного масштаба. На четырех его факультетах - богословия, права, медицины и искусств - обучались не только французы и англичане, но также пикардийцы и нормандцы, которые в те средневековые времена еще не входили в состав французской нации, а считали себя отдельными народами. Примерно 40 лет спустя по инициативе одного влиятельного монаха, духовника Людовика IX, для неимущих студентов университета открыли коллеж - говоря современным языком, учебный институт, в котором студенты и преподаватели и учились, и жили одновременно. Этого монаха звали Робер де Сорбон, а основанный им в 1257-1258 годах коллеж довольно скоро превратился в богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной. Начиная с XVII века именем факультета, который быстро сделался одним из центров не только богословской, но и философской европейской мысли и снискал себе громкую славу, стали называть и весь Парижский университет. В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, но в 1791 году, после Французской революции 1789 года, она была закрыта. В 1821 году университет, вновь открылся. Библиотека Сорбонны впервые распахнула свои двери 3 декабря 1770 года. Тогда в ней насчитывалось 20 тысяч томов - немалое по тем временам интеллектуальное богатство. Доступ к этой сокровищнице знания с первых же дней был открыт не только для студентов и преподавателей, но и для всех желающих. В разные годы в Сорбонне работали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Антуан Лавуазье, Луи Пастер, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX века Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли... Публичные лекции, посвященные различным научным темам, открытиям в области естественных наук, гуманитарно-этическим вопросам, привлекали огромное количество слушателей.

Ответов - 103, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Этьен Д'Эстрэ: --У меня тоже есть вопрос, доктор, - встал со своего места Этьен, - Вы все это время говорили о болезнях детей, их смертях и причинах, их порождающих. У меня вопрос такой. Скажите, доктор, как Вы думаете, откуда у людей появляются таланты? Кто-то становится великим живописцем, кто-то - гениальным полководцем, кто-то композитором, коструктором. Что, по Вашему мнению, способствует тому, чтобы родился гений? Ведь рождаются они и в богатых, и в бедных семьях. И еще, если позволите. У меня есть другой, не менее интересный вопрос. Бывают, рождаются люди с необычными способностями. И тут даже не поймешь, как их назвать. Одни в момент осваивают иностранные языки. Другие могут, заглянув в книгу, цитировать ее тут же наизусть, но... я даже не об этом. Некоторые способности не то, что необычны, они странны, вредны, пугающи. Люди суеверны. Они хотят знать прошлое, будущее, то, что происходит с их отсутствующими близкими. И тут вдруг появляются так называемые ясновидящие, которые выдают им соответствующую информацию. Как Вы считаете, есть ли ясновидящие на самом деле или нет? И, если они существуют, по Вашему мнению, талант ясновидение или уродство?

Ребекка Кавершэм: Ребекку будто хлестнули плетью. Бернар... Как мог... Так... Оскорбление... Она была взбешена. Она вскочила. Все кричали, шумели, поддерживали и возмущались одновременно. Возмущались, срываясь на визг. --Чтооо? -- вскричала и вскочила Ребекка. И откуда-то взялся в легких воздух, чтобы перекричать толпу. И все смолкли. И она стояла, месье Обри встревоженно одергивал ее: "Артур, ну что Вы, Артур". -- У меня тоже вопрос, месье Руис, - четко сказала Ребекка, окатив ледяным взглядом Бернара. Потом опомнилась и посмотрела на доктора. --У меня вопрос, доктор. Да, есть не только люди, рождающиеся с уродствами и недостатками, у кого-то есть и таланты. Скажите, могут ли женщины обладать талантами, которые проявляются у мужчин. Которые-считаются-чисто-мужскими. Математика, медицина, право, финансы. Спасибо.

Кэтрин Монтгомери: Кэтрин снова повернулась к Фэйну - ее колкий ответ задел его, но не настолько, чтобы демонстрировать это все время, которое можно потратить с большей взаимной приятностью и пользой. Она уже хотела поддержать вопрос и с нетерпением ожидала, что ответит доктор Руис, как тут в той части зала где сидела мадам Флоранж, развернулась небольшая перепалка - на сей раз между зрителями. Смелая женщина, - нельзя не отметить, - помимо того, что надела мужское платье, она решилась привлечь к себе внимание аудитории, где наверняка сейчас полно репортеров. И, о, конечно, извечная тема... - О, небеса..! - Кэт выпрямилась в кресле, на секунду скомкав подол своей безупречной юбки. - Мужские науки.. женские науки... Да возьмите девочку из колыбели, воспитав ее как мальчишку - и будет мальчишка! Дух неподвластен плоти, разве не тому учат нас господа викарии..? - она кивнула на черную сутану, маячившую в рядах "почтенной" публики.


Энтони Фэйн: - Интересная мысль, мисс Монтгомери, которая стоит отдельного разговора. Мне, например, было бы интересно понять, кому и зачем могло бы прийти в голову ставить такие "воспитательные" эксперименты над живым человеком.

доктор Сальваторе: - Отлично, господа, отлично, - доктор усмехнулся. - Я очень рад, что моя лекция неусыпила вас. Напротив, взбодрила настолько, что вы засыпаете меня вопросами. Я отвечу всем, но, с вашего разрешения, сделаю это в порядке очереди. Итак... Он повернулся к ложе, где сидели Фэйн и юная мадемуазель с горящими глазами: - Изучать органы по отдельности столь же бессмысленно, как пытаться сварить суп из одной горошины. Человек - это система, сударь, сложнейший механизм, истинное чудо природы, и я сторонник системного подхода и к лечению, и к изучению возможностей организма. По отдельности органы просто красные и скользкие куски мяса, вместе же - симфония, альфа и омега, универсум, внутри которого заключены все пороки и все добродетели... может быть, и пресловуое царство божие скрывается где-то между гипоталамусом и гипофизом. Что же касается мозга,- доктор иронически улыбнулся, - его истинные возможности до настоящего времени темны даже для науки. Но меня всегда удивляло, что многие длостойные люди, умудряются дожить до седин, в почете и уважении, не используя голову ни для чего иного, кроме поглощения еды... Полагаю, что я сказал достаточно, сударь. Его внимание переключилось на других слушателей. Молодой человек в элегантном костюме поинтересовался условиями для рождения гения, и Сальваторе мысленно поаплодировал ему: "Браво, месье, вы не считали ворон, вы в самом деле старались постичь суть моих рассуждений... Ну что ж, получите ваш ответ". - Рождение гения - скорее случайность, чем закономерность, месье. Произвольная величина в сложной математической комбинации. Или, если угодно, воля Провидения, не объясняющего своих поступков. Наследственная предрасположенность или образ жизни родителей не влияют сами по себе на зачатки гениальности, однако факторы воспитания и условия материальной среды более чем важны: от них зависит, прежде всего, физическое выживание гения, а затем - и развитие его дара. Однако долгие годы наблюдений позволяют говорить о гениальности как об определенной аномалии развитии... Понимаете ли, все, что попадает в критерии нормы - биологические ли, социальные ли - это всегда усредненные показатели.Гений в любом случае выше среднего значения. Но не секрет, что гений и безумство всегда ходят рука об руку, и зачастую великий дар, который мы зовем гениальностью, сопутствует с тяжелой болезнью, физической или душевной. Так, Александр Македонский, Цезарь и Наполеон страдали эпилепсией, Леонардо да Винчи и Микеланджело были гомосексуалистами и психопатами, Паскаль и Ньютон - были жертвами хронической мигрени,у Моцарта была дислексия и расстройство личности... и так далее. Я не утверждаю, что болезнь определяет гениальность, но проявлениям гениальности та или иная болезнь сопутствует всегда. А теперь о ясновидящих... - Сальваторе прервался, чтобы сделать глоток воды и заодно понаблюдать - зал представлял собой наредкость интересное зрелище. - Ясновидение - это феномен, о котором спорили еще древние греки. Тогда способность видеть прошлое и предсказывать будущее считалась даром богов. Позднее это свойство стали приписывать либо нисхождению святого духа, либо одержимости дьяволом. В эпоху Просвещения ясновидение сперва объявили шарлатанством, а после заинтересовались им как научным явлением, которое может быть объяснено. Для подробного рассказа мне нужно будет прочесть отдельную лекцию, поэтому я ограничусь тем, что выскажу собственное мнение. Отбросив десятки шарлатанов, которые просто морочат публику своими фокусами, оставим в стороне женщин, больных истерией, и лишь воображающих, что могут предсказывать будущее.И в сухом остатке получим: да, ясновидение - это своего рода аномалия, отклонение в развитии психики. Эта аномалия может проявляться спонтанно (что чаще происходит у женщин) или быть системным и постоянным симптомом, осознанным и должным образом взятым под контроль самим субъектом. Тогда этот дар может принети большую пользу или стать грозным оружием. Таким ясновидящим, к примеру, был знаменитый граф Калиостро, или небезызвестная мадам Ленорман. Но я как медик предпочел бы каждый такой случай рассматривать в отдельности, и уж тогда выносить вердикт, чего в нем больше: одержимости, таланта или... нервной болезни. на вопрос мадам Флоранж отвечу в следующей реплике

Энтони Фэйн: Выслушав ответ на свой вопрос, Фэйн довольно прищурился, словно игрок, чей пас только что был успешно принят и столь же мастерски возвращен. Он кивнул доктору в знак своей удовлетворенности от услышанного.

доктор Сальваторе: Закончив отвечать на первые два вопроса, Сальваторе, наконец, обратился к загадочной даме, одетой отнюдь не в дамскую одежду - и затронувшей обоюдоострую тему войны полов. Доктор обожал загадки и тайны все неправильное, неровное, выбивающееся за границы привычного и усредненного; и сейчас он был точно гурман, приступающий к экзотическому десерту. Да, перед ним, несомненно, была женщина. Выдал ее не грим, и не одежда, не способная скрыть некоторые округлости фигуры. Но голос - низкого, грудного тембра, не то старательно измененный, не то данный ей природой - был голосом женщины, в нем клокотала утроба и фонтанами били эмоции, рычала стихия Хаоса. Мимика и манера держать себя изобличали натуру нервическую, и страстную, импульсивную, склонную к спонтанным поступкам. Гордость ее, даже некоторая надменность, была гордостью королевы, идущей на эшафот. Впрочем, дама не хотела быть узнанной, она закрылась мужским образом, точно доспехами. Сальваторе принял игру и заговорил, как будто обращался к обыкновенному студенту: - Вы неправильно ставите вопрос, месье. Все люди равны между собой, независимо от половой принадлежности. Равны, но неодинаковы. В этом смысле уместнее говорить о разности в природном и социальном предназначении человеческих самок и самцов, чем о существовании каких-то особых "мужских" или "женских" наук. Наука - одна, но заниматься ей следует серьезно, отдавая все силы, либо не заниматься вообще. Степень природной одаренности человека зависит частично от наследственных факторов, частично от условий жизни и питания в первые годы жизни, от социальной среды. Половые различия не играют особой роли, поскольку мозг до определенного момента и сам не знает, какого он пола, а уж сознание - или то. что принято называть духом - не бесполое, как можно подумать, но сочетает в себе признаки обоих полов, и мужское и женское начало. Другой вопрос, что на данном этапе развития общества женщины не имею равных с мужчинами возможностей для развития своих талантов или природных наклонностей. Так, девушка, хорошо умеющая считать, и оперировать не только числами, но и порядками чисел, может рассчитывать лишь на роль успешной домоправительницы, ну а способности к медицине ограничены сферой родовспоможения или ухода за больными... Это можно оценивать по-разному, как благо или как зло для общества, однако в настоящее время ситуация именно такова.

Кэтрин Монтгомери: - Это можно оценивать по-разному. - кивнула Кэтрин, негромко повторяя слова доктора с крохотной но заметной толикой язвительности, всем и никому одновременно. - Но кто и когда отказывался от того, чтоб цениться выше другого лишь по праву своего рождения?

Энтони Фэйн: - Не забудьте повторить этот вопрос за ужином, на который нас пригласил наш уважаемый доктор, мисс Монтгомери. Уверен, он оценит его по достоинству, как это только что сделал ваш покорный слуга.

Этьен Д'Эстрэ: "Черт, какой странный молодой человек. То перед лекцией пялился на меня, будто привидение увидел, то сейчас смотрит волком, будто я, по меньшей мере, оскорбил всех его родственников до основания мира." Этьену казался смутно знакомым этот человек. Но где, как, когда, и в какой момент он наступил на любимую мозоль незнакомца, Этьен припомнить не мог. Черт, да пусть его изойдется своей злостью. Эьену до этого никакого дела нет. "Хотя, странный субъект и еще более странный вопрос. Вишь ли, озаботился талантами дам. Смело, вообще-то. Да и - из уст мужчины. Или? Ну уж нет. И нет таких храбрых дам. Вот только эта мадемуазель, в ложе. Ну надо же. Слишком смела. Вызывающе смела. И даже, пожалуй, вызывает уважение. Нет. Чтобы дама явилась сюда в мужском наряде да еще вопрос задала. Вероятно, у молодого человека черезчур экзальтированная мамаша - эмансипэ, и, вероятно, вдова и предводительница по жизни. Да ну его. Глаза... Черт, глаза до боли знакомы. Нет. Не вспомню. Черт, да что он ко мне привязался. Думать о каком-то незнакомом ненормальном? Бред. Все." Этьен сбрасывал с себя это наваждение, а оно снова гналось за ним, как назойливое привидение. Надо бы не пропустить, когда доктор будет выходить и вручить ему свою визитку. Все-таки он дьявольски интересен со своими безумными для нашего времени идеями. Будет обидно, если он не сможет продолжить свои эксперименты. Все-таки надо заниматься своим делом в жизни. Тем, что дает силы, энергию и рождает интерес к этой самой жизни.

Ребекка Кавершэм: -- Но есть великие королевы, которые правили и правят великими державами, доктор Руис. Которые являются честью и славой своих стран. И есть полководец и великая женщина Жанна Д'Арк. Это вселяет некоторую надежду на будущее наших дам, доктор Руис. Спасибо. Месье Обри был в ужасе, глядя на Ребекку, хотя из-за поднявшегося гула ее мало кто расслышал. А слышал ли ее доктор Руис, к которому она обращалась? Кто знает? "Бессмысленная храбрость. Глупая и неосторожная, - думал месье Обри,- Есть способ заработка, есть клиенты, есть деньги. Да зачем ей сегодняшняя бравада? Зачем? Зачем вызывать на себя огонь, ненависть? Смысл? Что с ней творится?" Ребекка устала. От условностей. От лицемерия. От излияния на нее десятков мрачных историй и наблюдения десятков гибнущих судеб, когда блеск глаз сменяется обреченностью, покорностью и невозможностью ничего изменить. Каждый раз. Она принимала этих женщин, утешала, уверяла, давала силы. До тех пор пока своих сил уже не оставалось совсем. Она просто смертельно устала. И она стремительно разрывала путы.

Джованни Карузо: Джованни оглох от постоянного гула голосов, которые перебранивались друг с другом и с лектором, но ему казалось, что этот бесконечный научно-моральный спор идет у него в голове, отчего голова эта стала болеть и пухнуть. Карузо в какой-то момент серьезно испугался, что не сумеет надеть на нее шляпу - так она станет велика от распирающих ее идей и бурлящих в ней страстей. Но когда настала пора задавать вопросы, страсти слегка поутихли, и у него появился шанс пробиться к доктору. Только вот что бы такое спросить? Ну не спрашивать же у него прямо посреди зала - а как бы вам золотишко передать на научные изыскания? Тут шпиков полно, повяжут - и все, пропало золотишко! И сам не отмоешься, и других за собой потянешь... Но на кончике языка вертелась целая туча вопросов, один другого острее. Однако, сформулировать их было не так-то просто, и Джованни решил сперва послушать, как другие будут спрашивать. Вопрос про сверх-способности его не особо увлек, а вот вопрос про то, обладают ли женщины способностями мужчин и позабавил, и заставил задуматься. То, что он читал за последнее время у тех же индусов, здорово пошатнуло его привычные представления о женщинах. Несмотря на разницу европейской и индийской культур, обе они сходились в одном - что предназначение женщины в том, чтобы продлевать жизнь. Вот и доктор сейчас это подтвердил. Но сколько же тайн и стыда было связано с самим процессом зачатия у белых людей! А у индусов даже книги писались об этом, как учебники! И постыдно было не знать, как доставить женщине удовольствие в первую брачную ночь, чтобы ее материнство было счастливым... Доктор как раз закончил свой ответ на последний заданный вопрос, и Джованни поспешно вклинился, покуда никто другой не успел его перебить: -Доктор! Доктор! А что вы можете сказать про... эээ... ну про то, о чем не принято говорить вслух? Имеет ли значение для здоровья детей способ, каким родители их зачинали? И можно ли ставить получение удовольствия от... эээ... взаимных ласк выше, чем такую благую цель, как рождение детей? Ведь если вы за то, чтобы регулировать детородность, то, стало быть, видите в том, что случается на супружеском ложе, что-то кроме зачатия, так ведь? И как вы смотрите на то, что у некоторых других народов гораздо меньше стеснения вызывает все, что связано с... эээ... интимными делами? Это от их неразвитости и близости к животным или наоборот?

Кэтрин Монтгомери: Кэтрин воззрилась на итальянца с неподдельным интересом: этот синьор мало походил на человека который видит целью интимного акта только рождение детей, ему и недавно и само рождение казалось делом легче легкого. И разумеется, она не смолчала об этом.

Энтони Фэйн: - Мисс, у меня к вам маленькая просьба - не говорите своему дяде, что я это слышал и не вывел вас, кипя от негодования, из этого "вертепа порока и разврата". Мне очень не хотелось бы общаться с ним посредством дуэльных пистолетов. По крайней мере, по такому поводу.

Кэтрин Монтгомери: Значит.. "не по такому поводу"? Тогда есть и другой, не так ли, мистер Фэйн? Посмеиваясь над моим нежеланием называть адрес, проговариваетесь сами. Мысль о том, что интерес к ней был вызван желанием выйти на полковника, была неприятна, как сосулька, сунутая за шиворот. Но хотя бы один из талантов настоящей леди - способность "держать лицо" независимо от потрясений - Саре Монтгомери удалось в ней воспитать. - Мистер Фэйн, вы даже не можете себе представить, какие вещи видят и слышат благопристойные барышни еще того как церковь и общество позволяют им приоткрывать завесу тайны над этой стороной жизни. - мягко заметила Кэтрин. - Но вы правы: полковнику Монтгомери лучше об этом не знать.

Ребекка Кавершэм: Ребекке внезапно стало смешно, хотя она и смутилась слегка. Этот итальянец был крепок, силен, но при этом так забавен, неуклюж и вопрос дался ему с таким трудом, что она было улыбнулась лукаво и очень по-женски, потом, внезапно осознав, Ребекка быстро огляделась и постаралась сделать серьезное лицо. Насколько это было возможно.

Энтони Фэйн: - Мисс, было бы крайне несправедливо, если бы наше общение прервалось только из-за того, что ваш дядюшка вдруг сочтет мою компанию неприемлемой для вас. Фэйн меланхолично перелистывал блокнот с шаржами, сделанными Адамом. На изображении ласки, облаченной в изящное платье, он остановился, бросил короткий взгляд на Кэтрин, потом аккуратно вырвал лист с рисунком и протянул его девушке. - Возьмите. Уверен, лорд Гэлбрейт не будет возражать. Он редко берется рисовать портреты, но, похоже, в этот раз он решил сделать исключение.

Кэтрин Монтгомери: Кэтрин качнула головой, дивясь фантазии художника: - Замечательно! Не знаю, насколько это в самом деле похоже со стороны, но надеюсь, лорд Гэлбрейт действительно был бы не против, потому что я с удовольствием оставлю рисунок у себя.. передадите ему мою благодарность?

доктор Сальваторе: Джованни Карузо Доктор прищурился, вторично устремляя взгляд на любознательного молодого человека с неаполитанским акцентом, и не сдержал улыбки, прямо-таки умилившись редкостной незамутненности его сознания и полному отсутствию ханжеского стыда. Но ответил с той же серьезно и невозмутимо, как и другим: - Вы смотрите в самый корень проблемы, месье. Конечно, способ, которым зачат ребенок, имеет значение для его будущего здоровья, более того - от этого способа в значительной степени зависит, насколько легко пройдут роды у матери... Однако вы, должно быть, под "способом" подразумевали разнообразие сексуальных поз. Так вот: сама по себе поза не столь важна. Есть позы, более способствующие зачатию, есть менее, есть вовсе его исключающие. В древнеиндийском трактате "Кама Сутра",что означает "искусство любви", об этом говорится очень подробно, так что отсылаю вас к этому источнику. Что касается моей основной темы - врожденных заболеваний и патологий у новорожденных и рожениц - я сейчас открою вам самый действенный способ получить здоровое потомство.Он всего один. Называется "по безумной любви и взаимному согласию", и желательно, чтобы женщина как минимум дважды испытала оргазм, прежде чем мужчина сам достигнет освобождения...Вот тогда,месье, с высокой вероятностью беременность у женщины пройдет легко, роды - без осложнений,и ребенок появится на свет живым и здоровым. В этот момент Сальваторе снова едва не прервали: какой-то господин из первого ряда вскочил,и,багровея лицом, завопил: - Это непристойно! Это противозаконно! Куда смотрит полиция нравов? Соседи, проявлявшие к этой части выступления доктора недюжинный интерес, попытались утихомирить блюстителя морали, а Сальваторе презрительно пожал плечами: - Непристойно- что? Давать медицинскую консультацию, имеющую целью способствовать оздоровлению семейных отношений, которые в наши дни являются скорее узаконенной проституцией? Так вот, месье в красном шейном платке... Оставлю в стороне суждение о "неразвитости" иных народов, пусть обэтом судят политики, но что касается их близости к животным, вы правы. Индийцы, береберы, туареги, имногие племена экваториальной Африки сумели сохранить связь с естественным, природным, животным началом, и давление технического и научного прогресса не поссорило их с телесностью. Сама мысль о возведении вопроса пола в суровое табу будет для них чужда... Впрочем, английские колонизаторы жалуются, что в Индии на полвые отношения смотрчят как на спорт,и от того индийцев слишком много... * Конечно,лучше спрашивать не самих себя: почему вы разоряете страну? - а у женщин - какое они имеют право рожать детей... но я опять отвлекся. Отвечу на последнюю часть вашего вопроса: конечно же, супружеское ложе не только для деторождения. Как написано в Библии, "брак честен, и ложе нескверно". Это наивысшая точка соединения двухпротивоположных начал н только в биологическом, но и в духовном смысле, и упоение взаимным обладанием - есть важная составляющая психического здоровья и мужчины, и женщины... ______________________________________________________ * подлинное суждение британца тех лет

Энтони Фэйн: Ничего наружу, все в себе, никакого внешнего отклика на сказанное доктором - только левая рука как бы невзначай накрыла правую. И лишь сарказму позволено проявить себя, пусть и не в полный голос: - Браво, доктор! - Сальваторе не услышит, но он и без того все это знает, - Вы еще расскажите им про кама-шастру* и о том, что упомянутый вами трактат лишь на четверть посвящен искусству плотской любви. Только многих ли из сидящих в партере интересует вековая мудрость "низшей" нации? - не поворачивая головы в сторону Кэтрин, Фэйн счел необходимым пояснить: - Нет, мисс Монтгомери, я не читаю на санскрите, но я всегда был хорошим слушателем, а в Индии умеют хранить знания не только на бумаге. _____________________ *Кама-шастра или Камашастра — учение о взаимоотношениях мужчины и женщины, возникшее в Индии в начале новой эры. Кама Сутра (камасутра) - часть этого учения.



полная версия страницы