Форум » Путеводитель по 19 веку » Образование в 19 веке » Ответить

Образование в 19 веке

доктор Сальваторе: "Ученье- свет, а неученье -тьма". Сейчас мало кто ценит возможность свободно получать образование. А в 19 веке ради права учиться в университете люди шли на большие жертвы.

Ответов - 4

доктор Сальваторе: Автор статьи - В.К. Меньшиков. Развитие образования в Западной Европе с конца XVIII в. по настоящее время лучше рассмотреть на примере отдельных наиболее развитых стран: Франции, Германии, Англии, США. К концу XVIII в. Франция достигла определенных успехов в развитии своего образования. Народное образование давалось в народных, «малых» школах, которые были организованы как в селе, так и в городе. Уровень образования в них был невысок. Учителя чаще всего нанимала сама община, но он, как и школа, находился в подчинении церкви. По числу обучающихся Франция отставала от Америки и Германии. Средние школы. Образование давалось в школах разных видов: государственных, религиозных (до закрытия ордена иезуитов велико было число иезуитских колледжей), частных. В последних старались вводить новое содержание образования, которое включало естественные науки и живые иностранные языки. К концу XVIII в. во Франции было 564 колледжа, где училось 73 тыс. учащихся. Образование девочкам из высших классов давалось при монастырях – наибольшей известностью пользовалась школа Сен-Сир. По ее образцу И.И. Бецким был создан Смольный институт в Петербурге. Высшее образование было представлено университетами и вновь создающимися высшими школами: инженерными, военными. Конец XVIII века стал временем важнейших перемен в образовании Франции. Революция 1789 г. в качестве основного выдвинула вопрос об организации народного образования. Было выдвинуто много проектов. Наибольшую известность получили проекты Ж. Кондорсе и Л.М. Лепелетье, А.В. Лавуазье, Ш.М. Талейрана и др. Из множества проектов Конвент принял в качестве закона проект Г. Букье. Этот проект предусматривал бесплатное всеобщее начальное образование и платное – среднее и высшее. Закон просуществовал недолго, после контрреволюционного переворота он был отменен, однако стал основой дальнейших реформ в образовании. После 1795 года стали происходить изменения в средней и высшей школе: в них вводились новое содержание, формы и методы обучения. Значительную роль в развитии образования Франции сыграл Наполеон. В 1801 г. был издан закон об учреждении коммунальных начальных школ, в 1806 г. – закон о создании лицеев и колледжей с семилетним сроком обучения. Им же была предложена сама система организации и управления образованием, знаменитая система «Имперский университет». Следующий этап в развитии народного образования начинается с 1830 г. Ставший министром образования знаменитый историк Ф. Гизо подготовил закон о народном образовании, который был принят в 1833 г. По этому закону каждая коммуна обязана была открыть и содержать школу. Закон дал мощный стимул к развитию народного образования во Франции: к 1848 г. училось 75% мальчиков и почти половина девочек, в 1860 г. народные школы были открыты практически во всей Франции, а в 1881 г. было введено всеобщее, обязательное, бесплатное образование с 6 до 13 лет. С 1886 г. стали открываться дошкольные учреждения – «материнские школы». С 1889 г. жалование учителям стало платить государство, и с этого времени народная школа стала государственной. В 80-е же годы стали создаваться высшие народные школы. С 1833 года стали учреждаться нормальные школы, в которых готовили учителей для народных школ. В XIX в. в народных школах произошло значительное расширение содержания образования. Наряду с традиционными предметами начального образования в школу вошли география, история, природоведение, гимнастика, а также естествознание, физика, химия, уроки рисования, пения и черчения. В конце 80-х гг. стали проводиться уроки труда, столярное и слесарное дело для мальчиков, кройка и шитье – для девочек. Вводились новые формы и методы обучения и воспитания: классно-урочная организация обучения, методы развивающего обучения (методика Песталоцци) и методы воспитания, направленные не столько на удержание дисциплины, сколько на развитие долга и ответственности. Средняя и высшая школы до середины века развивались на принципах, заложенных еще в эпоху Наполеона. Главными в содержании образования средней школы были предметы классического цикла. После 60-х гг. во Франции стали происходить перемены в содержании образования, вводится естественнонаучное содержание, открываются реальные отделения и появляются соответствующие подготовительные классы. С этого же времени во Франции стали открываться женские средние школы. Но средние государственные женские школы появляются лишь в 1880 году. XIX век стал временем быстрого развития высшего образования во Франции, особенно научно-естественного и технического: открыта Политехническая школа (конец XVIII в.), Высшая нормальная школа и т.д. В конце XIX в. во Франции начинается экспериментальная работа в области образования, движение за новую школу. Первой стала школа де Рош, которую возглавил Э. Демолен (150), а затем Ж. Бертье. В школе изменилось содержание образования, больше внимания было уделено естественнонаучным предметам, современным языкам, трудовому и эстетическому воспитанию, придавалось большое значение воспитанию. По образцу школы де Рош стали создаваться и другие «новые школы» Франции, а затем их опыт перенимался и массовой школой. http://www.portal-slovo.ru/

доктор Сальваторе: Женское образование в 19 веке Французские просветители 19 века сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы. Как ни странно, начиная с конца 18 века, в авангарде женского образования долгое время находилась Россия. По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, "Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политического равноправия женщин, а также женских организаций" . Начнем от печки. Так, основателем "Воспитательного общества благородных девиц" был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием "Смольного института". Императрица Мария Федоровна была инициатором открытия Мариинского института для лиц недворянского сословия. В конце XVIII - начале XIX века начали открываться училища (Ордена св.Екатерины в Петербурге (1798 г.), Святой Екатерины в Москве (1803), Царскосельское духовное училище (1843). Начало XIX века характеризуется появлением благотворительных учебных заведений (Дом Трудолюбия для 50 воспитанниц бедных сословий в Петербурге (1806 г.) Историю женского образования в России принято отсчитывать от екатерининского указа о создании Смольного института, ставшего первым из нескольких десятков имперских заведений, навсегда изменивших облик российской женщины. В указе очень четко описывалась цель нововведения: не только дать шанс на достойное замужество девицам из обедневших благородных семей, но и «преодолеть сопротивление веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали кое-какое домашнее образование, но, по существу, оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские "репетиторы", приезжавшие на заработки в Россию. Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил, по определению П.Н. Милюкова, «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» . У Екатерины была мысль "сделать из Смольного очаг светской культуры". Обучение в нем должно было обеспечить девушкам достаточно глубокие знания. Прогрессивным явилось то, что в Смольном институте имелись дворянское и мещанское отделения. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству. Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света". Это были смолянки, которые "привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы" . В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Огромная роль в распространении женского образования в России принадлежит императрице Марии Фёдоровне. Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу. Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: "надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода" . Главнейшей задачей Мария Фёдоровна считала воспитание матери. Главной целью образования девочек провозглашалась необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек" - вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери" . В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать. Ориентация на семью при получении образования в институте была основной темой воспитания и таковой она сохранялась на всё время существования института. К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты. Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Права поступления в университет женские гимназии не давали . Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классам женских гимназий. "Институтка" - устойчивый литературный образ, который долгое время царил в жизни и на страницах книг. Основной тип образованной женщины 30 - 40 годов XIX века - это рачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто светская красавица. Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни становится то, что женщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь его собеседницей, соучастницей духовной жизни. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся . В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников – главным образом профессиональное образование. В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870 году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В 1870 году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так называемые мариинские женские гимназии). Только в конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское образование - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки, окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли, что гимназия — только начало, а не конец ученья .

доктор Сальваторе: Развитие женского образования в странах Европы Первые женские начальные школы в некоторых странах Евро-пы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и мате-ри. Учились в этих школах девочки из имущих классов. Развитие машинного производства и массовое примене-ние женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах. Впервые идеи о необходимости равноправия полов зазвучали во Франции во время Великой французской революции, а к 30-ым гг. XIX в. они были разработаны в хорошо обоснованные теории. Первый опыт борьбы и опыт презентации своих интересов французские женщины приобрели в это же время, намного раньше, чем в других странах. Были организованы различные женские клубы, союзы, которые в своих декларациях и петициях требовали от правительства улучшения положения женщин. Вместе с тем, эти идеи и теории, в конечном счете, принесли больше пользы в других странах Европы, где они активно воплощались в жизнь. Так, в то время как в Англии и Америке к началу XX в. женское движение достигло значительных успехов, во Франции оно оставалось в зачаточном состоянии и развивалось как «опаздывающее во времени». (что, впрочем, объясняет куда большую женскую привлекательность француженок по сравнению с англичанками и американками - доктор Сальваторе) Значительная часть представителей либерального женского движения выдвигала весьма умеренные требования. Например, очень долгое время они исключали требования равных политических прав для обоих полов из своих программ, предпочитая решать социальные вопросы и концентрируясь на проблеме изменения системы женского образования, активно действуя в этом направлении, добиваясь как принятия законов, так и осуществляя практические шаги по организации женских школ и курсов. Во многом благодаря успехам женского движения XIX в. стал поворотной эпохой в деле женского образования, и во Франции женщины от закрытого монастырского или частного образования перешли к общему светскому. Но даже в этой сфере достижения женского движения во Франции были менее значительными по сравнению с другими странами. Во 2-й половине 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значитель-но меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образова-ния. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом жен-щины па труд, в европейских странах оставалась ди-скриминация женщин в области образования . В Германии женские начальные школы возникли в пе-риод Реформации. В 1555 во Фрейбурге и др. городах были открыты женские школы повышенного типа, но они просуществовали недолго и возродились в отдель-ных городах лишь в конце 17 в. В конце 18 в. откры-ваются в ряде городов женские средние учебные заведения, но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения. В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе. Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами). (мне интересны мотивы этих мужчин - доктор Сальваторе) Луиза Отто Петерс - одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных школах и пансионатах семейного типа. В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы. Но лишь в в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. - в университетах Гёттинга и Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных женских кружков. (дамы, обратите на это особое внимание - доктор Сальваторе) Высшими женскими учебными заведе-ниями были открытый в 1867 лицей Виктории в Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце 60—70-х гг. женщины некоторое время допу-скались в университеты, то затем посещение университетов им было за-прещено до начала 90-х гг Во Франции еще при феодализме, помимо на-чального, осуществлялось повышенное женское образование в монасты-рях для девушек дворянского сословия, где они обу-чались хорошим манерам, изящным рукоделиям, му-зыке, пению, поэзии и воспитывались в духе благоче-стия и покорности мужу. Еще в 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская школа по-вышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула женские школы под над-зор церкви. Тем не менее, во 2-й половине 19 века (между 50 и 80 годами) были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires), средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учитель-ские семинарии (Ecole normales). Женские лицеи» кол-лежи давали меньший объём знаний, чем мужские, и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет во Франции женщины должны были сдавать экзамен на зва-ние бакалавра в объеме программы мужских учебных заве-дений. Наряду с государственными. сохранялись частные школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов, девочки из народа получали только общее начальное образование . В Англии женское образование до середины 19 в. находилось в руках духовенства и подчинённых ему организаций благотвори-тельного типа. В начале 19 в. начинают создаваться "паблик скул" для девочек из привилегированных се-мей. По закону 1870 о введении обязательного обу-чения для лиц обоего пола начальная школа развивается как школа совместного обучения. Наблюдается некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится доступ-ным для девочек, учреждается Общество женского образо-вания, открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for Girls). К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и среднее женское образование было доступно в основном толь-ко представительницам привилегированных классов . Высшее женское образование в Англии возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются жен-ские колледжи. В 1876 парламентским актом университета предо-ставлено право присуждать женщинам учёные степени. К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставле-нии женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).


доктор Сальваторе: Противоречия женского образования в России XIX в Вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к себе внимание российское общества в 50–60-е гг. XIX в. Это было связано, с одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении значительной части людей. В России к середине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность. Великий талантливый педагог К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина — чересчур видный член общества», — писал К.Д. Ушинский . Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в характер в эти первые годы — ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа — с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели — провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии. Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении. В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер. Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача — готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях. Пионером постановки вопроса о важности изменений в системе женского образования был выдающийся русский хирург и педагог Н. И. Пирогов. В 1856 г. в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию. Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба. Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила промышленная революция - жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей для активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний уклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иные неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или создавало для них известные неудобства. Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей. На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения Таким образом, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре. И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования. Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в университеты женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие университетское образование, учились за границей. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. Но это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще не принимались. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу. Только в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20 иностранных женщин. В 1867-1868 г. две русские женщины (Н. П. Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами. В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья В. Ковалевская и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884 г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко, Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшегоженского образования, полученного, главным образом, за границей. Однако далеко не все русские женщины, даже получившие докторскую степень в престижных зарубежных университетах, могли без помех продолжать свою научно-преподавательскую карьеру на Родине. Нередко они должны были повторно, теперь уже в России, подтвердить свое право на занятия научной работой. При том, что не всегда это право им предоставлялось властями.



полная версия страницы