Форум » Путеводитель по 19 веку » Англия и Шотландия в 19 веке » Ответить

Англия и Шотландия в 19 веке

Адам Гэлбрейт: Чай и кофе Выдержки из главы, написанной Энтони Бергесом Самуэль Пепис, описывающий правление Чарльза II, вступившего на британский трон в 1660 году, пишет о "чае (китайском напитке), который я никогда не пробовал раньше". Он не уточняет, понравился ли он ему или нет. Вначале существовали разногласия по поводу того, как его готовить. Крепким или слабым. Следует ли добавлять сахар или нет? В 18 веке известнейший ценитель чая, доктор Самуэль Джонсон, установил для британцев порядок проведения чайной церемонии. Самуэль Джонсон был лексикографом, собственноручно создавшим Словарь английского языка. Без сомнения, справиться с этой задачей ему помог тонизирующий напиток чай. Его заварочный чайник вмещал 2 литра жидкости. Он пил чай крепким, с капелькой танина, разбавленного небольшим количеством молока, и с несколькими маленькими кусочками сахара. Находясь в гостях у одной благородной леди, он много раз передавал хозяйке свою пустую чашку, чтобы ее наполнили, пока не выпил тридцать две чашки. Леди сказала: "Доктор Джонсон, вы пьете слишком много чаю". На что он ответил: " Мадам, это уж слишком". Совершенно очевидно, что процедура проведения чайной церемонии, или то, что французы называют le five o'clock* , к этому времени в Британии уже вполне установилась. И традиция эта продолжается до сих пор. Чай стал не просто названием напитка, но и названием приема пищи, как завтрак, обед или ужин, во время которого помимо чая на стол ставятся сэндвичи и печенье. На севере Англии, где также подаются бараньи отбивные и жареный картофель, это получило название "роскошный чай". Так сказать, чай, окруженный обильной пищей, но все еще различимый среди нее - горячий, крепкий, ароматный. Первые любители чая в Британии получали чайный лист из Китая. Но более крепкие и менее изысканные сорта из Индии и Цейлона начали доминировать на чайном рынке, находящемся на Минсин лэйн в самом центре Лондонского Сити. Китайский чай - это чай для изысканных людей, таких как Оскар Уайльд. Его же согражданам, все еще живущим в Ирландии, более по вкусу прозаичные сорта индийского чая. [...] О да, чашка, но что понимать под этим словом? Представители высшего общества владеют изысканным китайским фарфором, но в чашечки таких сервизов вмещается не больше глотка чая. Кружка, намного крупнее чашки и без блюдца, является принадлежностью низших классов. [...] Поистине важным является подразделение напитков на чай и кофе. Чай против кофе? В 18 веке в Лондоне существовали кофейни, где подавали также горячий шоколад. Чайных тогда не было. Их рассматривали как восточный изыск. Чай следовало потреблять, сидя дома. Сварить кофе - дело нелегкое, и редко в каком доме вам предложат чашечку хорошего кофе. Растворимый кофе воспринимается с оттенком уныния, - мало кто его любит, а произвести удовлетворительный продукт дома не позволяет технология домашнего британского хозяйства. Приготовление кофе - прерогатива профессионалов, и в кофейнях 18-го века кофе варили именно они. Некоторые из этих кофеен славились не только своим кофе, они были центром политических и литературных дебатов. К примеру, кофейня Уилса. А вот кофейня Ллойда, предоставляющая своим клиентам среди прочих услуг информацию о перевозке грузов на судах, переросла в крупнейший в мире центр по страхованию. Чай же никогда не ассоциировался с общественной жизнью. [...] Полагают, что вражда между чаем и кофе может быть проиллюстрирована восстанием американских колоний против британского владычества. Американцы в Новой Англии пили чай также как и их кузены на исторической родине, но их возмутил тяжкий налог, на который их обрекло правительство в Лондоне. И как следствие этого - бостонское чаепитие, во время которого патриотически-настроенные американцы, переодетые индейцами, затопили в Бостонской гавани тонны импортного чайного листа. Это привело к Войне за Независимость и к зарождению в Америке традиции пить кофе подобно французам. Американцы, как и французы, не знают, как приготовить чай. Если вы любите чай с молоком (с небольшим количеством, достаточным, чтобы смягчить вкус танина), вы должны решить для себя, к какой фракции вы принадлежите: к той ли, которая наливает молоко в чашку, прежде чем налить туда чай или же к той, что добавляет молоко в крепкий горячий чай. Я лично не думаю, что эти два способа чем-то отличаются. Это одно из многих британских противоречий, которое позволяет бороться с tedium vitae**. Также вы можете добавить сахар, но услышавший об этом эксперт по чаю сразу нахмурится. [...] Суть чая является настолько волшебной, что просто странно, что ее так мало прославляли в искусстве. Француз, Морис Ровель, прославил le five o'clock в своей джазовой композиции L'Enfant et les sortileges***, но ни один англичанин не создал музыкального произведения, воспевающего чай, подобного Кофейной кантате Баха. Член парламента А.П. Герберт написал невыразительную песню с припевом "Чашка хорошего чая" (В Англии чай всегда хорош, также как и бифштекс в Италии всегда una bella bistecca****). Поэт Вильям Купер восхвалял "чаши, которые бодрят, но не опьяняют". Но на этом список литературы, посвященный чаю, и заканчивается. Сомневаюсь, существует ли английская книга о чае. Однако во Франции одна такая есть. Это, возможно, потому, что Британцы настолько привыкли к чаю, что не могут подходить к нему с научной или эстетической точки зрения. Чай - неотъемлемое условие их существования, как воздух. ____________________________________________ * Пять часов ** Скука жизни *** Ребенок и волшебство **** Прекрасный бифштекс

Ответов - 3

Адам Гэлбрейт: Лондон Лондон XIX столетия — город контрастов. С одной стороны, он был столицей крупнейшего государства в мире — Британской империи, экономическим и политическим центром мира, а с другой — городом, где в трущобах, практически без средств к существованию, жили миллионы бедняков. XIX век — эпоха стремительной индустриализации и урбанизации в странах Европы и Северной Америки. В этом столетии в Лондоне было построено огромное количество новых фабрик и заводов, а население увеличилось в 6 раз. В XIX веке Лондон был самым большим городом мира, к 1900 году его население составляло около 6 млн человек. В столице появились целые промышленные районы, и самый известный из них — Ист-Энд, ставший противоположностью фешенебельного Вест-Энда. В XIX веке в облике Лондона произошли кардинальные изменения. В 1836 году была открыта первая железная дорога, соединившая Лондонский мост и Гринвич, и меньше чем за 20 лет открылось 6 вокзалов. В 1863 году в Лондоне появилось первое в мире метро. Кроме того, в XIX веке были построены Биг-Бен, Альберт-Холл, комплекс Трафальгарской площади, Тауэрский мост. Впервые за всю историю существования Лондона появилась канализация. В XIX веке была реформирована система городского самоуправления, так как старая система, существовавшая ещё со Средних веков, явно не отвечала требованиям разросшегося мегаполиса. В 1855 году был создан Столичный комитет по работам (англ. Metropolitan Board of Works), контролировавший городское строительство и создание инфраструктуры. В 1888 году этот орган ликвидировали, а административные функции были впервые возложены на выборный орган — Лондонский окружной совет (англ. London County Council). В 1851 году Лондон принял всемирную выставку. В середине века Лондон впервые столкнулся с массовой иммиграцией. Особенно большой приток приезжих шёл из Ирландии. Также в городе образовалась большая еврейская община. Лондонский Сити (англ. City of London) — административно-территориальное образование со статусом «сити», церемониальное графство в центре региона Большой Лондон, историческое ядро Лондона, сформировавшегося предположительно на основе древнеримского города Лондиниум (Londinium). Площадь в границах Лондонской стены римского происхождения — 2,6 км², отсюда происходит прозвище — «квадратная миля» (англ. Square mile). К востоку от Сити простирается «пролетарский» Лондон — Ист-Энд, а к западу — более респектабельный Вест-Энд. Девиз Сити — Domine dirige nos («Направляй нас, Господи»). Имеет права церемониального графства и городского района с особыми историческими привилегиями (собственная полиция, монарх может въехать на территорию Сити только с разрешения лорд-мэра). Сити с 1695 года наделён правами отдельного города, и у него есть свое правительство (12 управляющих). Наряду с Саутворком и Вестминстером лондонский Сити послужил одним из трёх центров, из которых сформировался Лондон. С Саутворком его соединяет живописный Тауэрский мост, а с Вестминстером — улица Флит-стрит, за пределами городской стены (точнее, Темпл-Бар, «заставы Темпла») переходящая в Стрэнд. О средневековом периоде истории Сити напоминает Лондонский Тауэр — памятник Всемирного наследия. До 80 процентов исторической застройки Сити было уничтожено Великим лондонским пожаром (1666), после чего основные здания, включая и городской собор святого Павла, были отстроены заново под руководством архитектора Кристофера Рена. В XIX веке Сити становится крупнейшим финансовым центром не только Британской империи, но и всего мира. Здесь расположены банк Англии и Лондонская фондовая биржа. Вест-Э́нд (англ. West End) — западная часть Лондона (к западу от стены Сити), в которой сосредоточена театральная и концертная жизнь (кварталы Сохо и Ковент-Гарден), музеи (Южный Кенсингтон), правительственные учреждения (Вестминстер), университеты и колледжи (Блумсбери), а также элитная недвижимость (Белгравия, Кенсингтон) и фешенебельные магазины (Оксфорд-стрит, Риджент-стрит, Бонд-стрит). Его принято представлять как антипод рабоче-пролетарского восточного Лондона — Ист-Энда. Ист-Энд (англ. East End) — восточная часть Лондона, которую часто упрощенчески представляют по произведениям Диккенса и других авторов эпохи промышленной революции как район расселения бедноты и антипод фешенебельного Вест-Энда. Единого определения Ист-Энда не существует. В самом общем приближении так обозначают часть Лондона к востоку от стены лондонского Сити, где в силу близости к старому порту (Доклендс) селились прибывавшие в Англию иммигранты. К числу исторических кварталов относятся Уайтчепел и Степни. Более корректное определение Ист-Энда — это район, ограниченный стеной лондонского Сити на западе, Темзой на юге, рекой Ли на востоке и районами Хэкни и Виктория-парк на севере. Административно он составляет городской округ (боро) Тауэр-Хэмлетс в составе Большого Лондона, а также южную часть боро Хэкни. Карта Ист-Энда 1882 года Биг-Бен - Башня возведена по дизайну английского архитектора Огастеса Пьюджина в 1858 году, башенные часы пущены в ход 31 мая 1859 года. Альберт-Холл - В 1851 году при непосредственном участии принца Альберта в Лондоне была организована первая в истории Всемирная выставка. Для размещения экспозиции рядом с нынешним Альберт-холлом, в Гайд-парке, был возведён Хрустальный дворец. Вдохновлённый успехом этого мероприятия, Альберт курировал превращение Кенсингтона в музейный городок, Альбертополь, где по его инициативе стали базироваться Королевский колледж музыки и Королевское географическое общество. После смерти супруга в 1861 году королева задумала увековечить его память возведением Альберт-холла. Церемония открытия концертного зала состоялась 29 марта 1871 года. Трафальгарская площадь - площадь в центре Лондона, где, на месте Чарингского креста, сходятся три первостепенные улицы Вестминстера — Стрэнд, Уайтхолл и Мэлл. Первоначально носила название площади короля Вильгельма IV, но окончательное название получила в честь победы Англии при Трафальгаре в 1805 г. В центре площади — колонна Нельсона из темно-серого гранита высотой 44 м, увенчанная статуей адмирала Нельсона. Четыре стороны колонны, украшены фресками, изготовленными из захваченных и переплавленых Наполеоновских пушек. Она сооружена в 1840—1843 гг., окружена скульптурами львов и фонтанами. По углам площади — четыре скульптуры. Вокруг площади располагаются Лондонская Национальная галерея, церковь Св. Мартина в полях (арх. Дж. Гиббс, 1721), Арка Адмиралтейства.

Адам Гэлбрейт: Пресвитерианство в Шотландии и Англии Пресвитериа́нство (от греч. πρεσβύτερoς — «старший») — одно из направлений протестантской конфессии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и, таким образом, рассматривается как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви. Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в 1559—1560 гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса, радикального протестанта и ученика Жана Кальвина. Победа протестантов в 1560 г. позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры») была утверждена в 1560 г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в 1567 г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии. Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1542—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI—первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание», принятое в 1647 г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 г. Акт о веротерпимости (1690 г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В Англию пресвитерианство проникло в конце правления Елизаветы I (1558—1603), а в период Английской революции XVII века развернулась борьба между английскими пресвитерианами и индепендентами. Долгий парламент 1647 г. утвердил пресвитерианскую церковь в качестве официальной в Англии, а Вестминстерская ассамблея (1643—1647) приняла основополагающие документы пресвитерианской доктрины и системы богослужения. После Реставрации Стюартов в 1660 г. было восстановлено епископальное устройство, а «Торжественная лига и Ковенант», легшая в основу английского пресвитерианства, была объявлена незаконной. Тем не менее пресвитерианская церковь в Англии сохранилась Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Обрядовая жизнь сводится к молитвам, проповеди пастора, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах. В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии, в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды)пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды. Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов.

Адам Гэлбрейт: Лондонский университет (University of London) Основан в 1836, один из крупнейших и престижнейших университетов Великобритании. В него входят 20 самостоятельных колледжей и 11 институтов практически по всем отраслям знания (колледжи по естественным, техническим, гуманитарным наукам; экономические, юридические, теологические, медицинские, педагогические, музыкальные, научно-исследовательские институты). Колледжи и институты расположены в разных частях Лондона и близлежащих графствах. Среди них наиболее известны: колледж Квин-Мэри, Лондонская школа бизнеса, Лондонская школа экономики и политических наук, Королевская академия музыки, медицинский колледж Сент-Джордж и др. Фонд университетской библиотеки (основана в 1871) составляет около 1 млн томов. Университет ведет свою историю от возникших в Средние века медицинских школ Сент-Бартоломео (в настоящее время входит в состав колледжа Квин-Мэри) и Сент-Томас, однако начало именно университету было положено Лондонским университетским колледжем (1827) и Королевским колледжем (1829), и до 1858 и университет охватывал студентов, учащихся только в этих двух колледжах. Управлялся специально учрежденным сенатом. В период 1858-1900 гг. университет присуждал ученые степени после сдачи соответствующих экзаменов студентам уже других университетов, включая иностранные (в 1858 была составлена первая программа для зарубежных студентов). В 1878 университет первым начал присуждать ученые степени женщинам (первым таким учебным заведение в составе университета стала Лондонская медицинская школа для женщин). В 1900 доля женщин среди студентов составила уже 30%.




полная версия страницы