Форум » Публичная библиотека » Сикхи » Ответить

Сикхи

Энтони Фэйн: Сикхизм — религиозное течение, возникшее в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную социальную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, вождями. Сикхские гуру [more]Нанак ум. 1538 Ангад 1538-1552 Амар Дас 1552-1574 Рам Дас 1574-1581 Арджан 1581-1606 Харгобинд 1606-1645 Хар Рай 1645-1661 Хар Кришан 1661-1664 Тегх Бахадур 1664-1675 Гобинд Сингх 1675-1708[/more] Гобинд Сингх упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемником в качестве временного вождя избрали Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Вначале это была федерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX века глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. Сикхские князья [more]Марат Сингх ум. 1773 Маха Сингх 1773-1792 Ранджит Сингх 1792-1839 Кхарак Сингх 1839-1840 Нао Нихал Сингх 1840 (1 день) Рани Цендкаур (регенша) 1840-1841 Шер Сингх 1841-1843 Далип (Дхулин) Сингх 1843-1844 Рани Шанда (регенша) 1844-1845 Далип (Дхулин) Сингх (вторично) 1846-1849[/more] В 1849 году сикхи потерпели поражение в войне с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Малолетний Далип Сингх был смещён ими с престола и далее получал пенсию. Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 542-543.

Ответов - 11

Энтони Фэйн: Хальса - (от арабск. чистый) —название, данное гуру Гобинд Сингхом сикхской общине, принявшей его нововведения. Гобинд Сингх провел в жизнь крупнейшую реформу сикхизма и создал по-новому организованную сикхскую общину — X. X. — воинственное, бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Первое посвящение в X. Гобинд Сингха произошло 30 марта 1699. С этого времени в сикхской общине выделяются два основных подразделения: X. и сахадждхари. Приняв посвящение, пройдя специальную церемонию, верующий сикх становится членом X. и отныне имеет право посещать самые свящ. места сикхов. Все члены X. — мужчины получают дополнение к имени (нечто вроде единой для всех фамилии) — Сингх ("лев"), в знак равенства независимо от касты. Члены X. должны носить пять эмблем принадлежности к X. и соблюдать обязательные заповеди: не стричь волос; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и др. интоксикантов; не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане (надо употреблять мясо животного, убитого одним ударом); воздерживаться от интимных отношений с мусульманками. Принадлежность к X. означает принятие сикхом идеи гуру Гобинд Сингха о том, что "Ади Грантх" стала вечным гуру сикхов, а сами сикхи должны помогать слабым, бороться с угнетателями, верить в единого бога и считать всех людей равными независимо от касты. Сахадждхари - одно из двух основных подразделений сикхской общины — С и кешдхари (хальса). С. — те, кто не принимает новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становится членом хальсы. С. сикхи и хальса имеют концептуальные идеологич. различия: С. не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию и т. д. Различия проявляются и во внешнем облике, т. к. С. не принимают обязательных для хальсы знаков отличия — стригут волосы, бреются и т. д. С. называются также Нанакпантхи (следующие по пути Нанака). Правило пяти "К" - мнемотехнический прием для заучивания названий (на панджаби) тех символич. особенностей, к-рые определяют внешний вид сикха. Их ввел в практику десятый гуру Гобинд Сингх как знаки принадлежности к хальсе, имея к-рые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. П. "к" , обязательные для сикхов хальсы, следующие; кеш — длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженные и не бритые; кангха — гребень в волосах, к-рый помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; кара — стальной (железный) браслет на правом запястье; качх — штаны особого покроя; кирпан — меч. Кирпан Гребень, меч, браслет

Энтони Фэйн: Текст большой, привожу отдельные цитаты: Премсумараг «Путь любви» - кодекс поведения сикха и правила устройства сикхской общины – относится исследователями к началу 18-го века. «Премсумараг» написан как обращение Бога к Гуру Гобинду Сингху незадолго до образования сикхской общины - хальсы. В нем подробно говорится о том, какой должна быть община и как должен вести себя каждый ее член. Член хальсы должен верить только в Единого Бога и не признавать никаких иных богов и никаких учителей, кроме десяти сикхских гуру. Ему не следует поститься, совершать паломничества к святым местам, верить в предписания астрологов. Отношение к другим религиям должно быть терпимым при ясном осознании превосходства сикхизма как единственной истинной веры.

Энтони Фэйн: «Премсумарг» подробно описывает ритуалы жизненного цикла и обряд вступления в хальсу, а также «мирские» обязанности сикха. Сикх не должен жить подаяниями и не должен находиться у кого-либо в услужении (caakrii karnii). Запрещается мелочная торговля в лавке (taraazukashii manaa hai. dukaan baiThnaa manaa hai). Лучшим занятием называется совершение крупных торговых сделок (sabh ton uttam kirat saudaagarii hai). На втором месте стоит земледелие и ремесло. Заработанное рекомендуется разделить на пять частей: первая - от 1/40 до 1/10 отдается гуру, вторая родителям, третья общине, четвертая тратится на собственные нужды, которые конкретизируются как одежда (pushaak), еда (khuraak) и благовония (khushboii); пятую часть следует сохранить «на черный день». Не следует тратить больше, чем зарабатываешь. Даются и некоторые другие этические рекомендации: не следует много смеяться, болтать и осуждать кого-либо, проявлять нерешительность. Не следует причинять другим зла, иначе позже сам испытаешь горе. Следует дружить с людьми более достойными, чем ты сам. Подробно описывается распорядок дня сикха. Он должен вставать до рассвета (amrit vele), справив большую нужду, вымыть руки ...справив малую нужду, три раза вымыть руки («намылив» глиной), потом вымыть ноги ниже колен. Затем следует почистить зубы, прополоскать рот, совершить омовение и тщательно вымыть волосы. При омовении использовать 7 гарви (gaRvii ) воды.[6] После омовения предписывается читать молитвы из «Ади Грантха». Есть следует, когда рассветет. Утром - лепешки (роти) и похлебку из бобовых (daal)[7]. Днем - дал, рис, мясо, фрукты и овощи. Роти второй раз есть не следует. Есть надо только тогда, когда хочется, завершать трапезу немного голодным. Не следует есть часто и в неурочное время. Сикх не должен есть в одиночестве. Если это происходит, у него должно быть немного еды для первого гостя, будь то сикх, хинду или мусульманин. Предпочтительно есть мясо животного, убитого одним ударом (jhaTkaa), однако если такое мясо недоступно, можно есть и мясо животных, убитых по исламскому обычаю (halaal). Сикх не должен стричь волосы и должен носить тюрбан. В ушах можно носить жемчужные серьги, разрешается иметь и другие мужские украшения. Каждые 2-4 дня следует отдавать одежду в стирку и если есть возможность, пользоваться благовониями. Спать надо под пологом. Того, кто спит на кровати без полога, может поразить паралич. Если спящий встает ночью по большой или малой нужде или еще с какой-нибудь целью, то вставать нужно медленно, закрыв глаза куском материи. Если этого не сделать, то тело человека, во все поры которого проникла ночная влага, может поразить паралич. Не следует также спать раздетым, даже под пологом. Есть такой зверек/насекомое? (jaanvar) который прикрепляется к пологу. Он питается дыханием спящего. Яд этого зверька, проникая в человеческое тело, вызывает паралич. Те, кто долго спит, просыпаются утром с чувством усталости. Причина этой усталости – ночная влага и яд зверька. Рекомендуется спать 4,5 часа, на женской половине проводить 1,5 часа днем и 4,5 часа ночью, всего 6 часов. Член хальсы должен по крайней мере 4-5 раз в день читать вслух отрывки из священной книги сикхов «Ади Грантх», а также сочинения Гуру Гобинда Сингха. Чтению стихов (в одиночестве или в обществе других сикхов) следует уделять не менее часа в день, можно и больше. Если днем или ночью остается свободное время, следует посвятить его медитации о Едином Боге. В доме должно быть специальное место для еды, возле дома – небольшой сад, фонтан, туалет, конюшня. Все помещения следует содержать в чистоте, на полы по возможности стелить ковры. Доступ в общину открыт для всех желающих. Связи внутри сикхской общины должны быть для сикха важнее родственных связей. После вступления в общину каждый становится членом той же касты, что и Гуру Гобинд Сингх – касты кхатриев Содхи. При этом не разрешается принимать пищу из рук сикхов, которые принадлежали до обращения к «низким» индуистским кастам метельщиков (cuuhRaa), кожевников (camiaar) и др. Однако представители этих каст, вступившие в хальсу, могут участвовать в совместных трапезах (лангар).


Энтони Фэйн: Сикхская женщина (замужняя, незамужняя или вдова) должна наравне с мужчиной соблюдать все религиозные предписания, включая ритуал вступления в общину. Разрешаются межкастовые браки и повторное замужество вдов. Сикхской девушке рекомендуется выходить замуж за сикха, сикхский юноша может жениться и на девушке-хинду и на мусульманке, при этом жене сикха следует вступить в сикхскую общину. Основной сферой деятельности женщин считается сохранение домашнего очага, в обществе ей предлагается появляться, закрыв лицо. Женщина считается ниже мужчины, так как обладает слабым интеллектом и не способна самостоятельно справиться со своими сексуальными желаниями.

Энтони Фэйн: Со времени создания «Премсумарг» кодекс поведения сикха много раз менялся. Многие наставления, связанные с организацией быта, сейчас мало кому известны и неприменимы, другие могли бы стать объектом критики современной сикхской общины (например, такие, как допустимость браков с мусульманами, рекомендация женщинам закрывать лицо или разрешение есть мясо животных, убитых по мусульманскому обычаю). Трудно сказать, существовали ли сикхи, реализовавшие идеальную модель поведения, изложенную в «Премсумарг». Этот текст интересен как источник, дающий представление о религиозных, политических, этических взглядах и предрассудках образованного сикха начала 18. в. Современные сикхи придерживаются правил (Рахит марьяда), установленных в 1936 году Комитетом по управлению гурдварами (Шромани гурдвара прабандхак комити) – высшей религиозной организацией сикхов, находящейся в Амритсаре. «Рахит марьяда» дает определение сикха, рекомендации по устройству общины и сикхского храма – гурдвары, описывет обряды жизненного цикла[8]. Строгость соблюдения правил поведения, предписанных «Рахит марьяда», зависит от многих факторов: профессии, уровня образования, семейных традиций, возраста, кастовой принадлежности. Например, кхатрий, остригший волосы, обычно считается «патита» - «упавшим», «оступившимся», в то время как джат в силу обстоятельств может позволить себе подобное отступление от правил и продолжает считаться полноправным и уважаемым членом общины.

Энтони Фэйн: И снова пять "К". Эти атрибуты появились еще в XV в, но особое значение приобрели при последнем, десятом, гуру Гобинде Сингхе (1666–1708), который был великим реформатором сикхизма. Гобинд создал по-новому организованную сикхскую общину – хальсу. Хальса – это воинственное, бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Ее начало было положено в 1699 г. в городке Анандпур. Ядро дружины составили пять сикхов, выбранных, согласно легенде, очень необычным способом. Поводом для приезда многих тысяч преданных гуру людей был праздник весны – Байсакхи. Когда возле шатра Гобинда собрались тысячи людей, гуру обратился к собравшимся: «Есть ли здесь хоть один, кто готов отдать жизнь за веру?» Из толпы вышел один и без колебаний направился к Гобинду. Гуру взял его за руку, обнажил меч и ввел в шатер. Через миг из-под краев шатра потекла кровь. Все застыли в ужасе, над головами пронесся гул страха и недоумения. Вскоре гуру опять вышел из шатра и обратился к толпе с тем же вопросом. И опять нашелся доброволец. И опять он был введен в шатер, и опять из под шатра полилась кровь. Судьбу первых двух разделили еще трое. За это время многие в страхе начали убегать. Когда смятение и ужас достигли предела, Говинд вышел из шатра и вывел за собой всех пятерых, живых и здоровых. И тогда все узнали, что убиты были заранее приготовленные козы. Такое было придумано, чтобы выявить самых преданных, самых смелых из числа своих последователей. Эти пятеро и стали ядром хальсы. В тот же день был введен и обряд посвящения в хальсу: всем пятерым дали испить воды из сосуда с размешанным в ней тростниковым сахаром. После этого сам Гобинд испил воды из их рук. Их примеру последовали тысячи других сикхов и стали воинами хальсы. В те же дни, в Анандпуре, было провозглашено, что истинный сикх должен иметь пять знаков принадлежности к боевому братству – никогда не стричь и не сбривать волос, усов и бороды; всегда иметь в волосах гребень; на правой руке носить стальной браслет; у пояса – кинжал; всегда носить под тканью, драпирующей бедра, плотные короткие штаны. На пенджаби все эти слова начинаются с буквы «к», поэтому пять признаков известны как «пять к». С тех пор все сикхи, прошедшие посвящение в хальсу, не стригутся и не бреются. Их называют сикх-кесадхари («сикх с волосами»), в отличие от тех, кто не прошел посвящения и не должен иметь «пять к» – сикх-сахаджхари («сикх без волос»). Каждое из «пяти к» несет свой смысл. Так, кара (железный браслет на запястье правой руки) – знак единства и железной дисциплины. Кангха (гребень) подчеркивает порицание сикхами аскетов, которые распускают волосы в беспорядке. Кирпан (сабля, меч или кинжал) – знак власти и превосходства. Всем сикхам Говинд запретил курить, жевать табак, пить и прикасаться к мусульманкам, также есть мясо птиц и животных, убитых не с первого удара (убийство кровопусканием, как это делают мусульмане, сикхи отвергают). Нововведением Гобинда является также добавление к имени титула Сингх («лев»), для женщин – Каур («львица»), в знак равенства независимо от касты. Эти титулы сикхи получают с момента посвящения в хальсу (если таковое имеет место). Само посвящение проводится в присутствии всей общины сразу для многих мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. И в наши дни ритуал проводится так, как некогда его провел гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Его проводят избранные для этой цели пять особо уважаемых членов общины.

Энтони Фэйн: Сикхи приветливо и гостеприимно относятся к последователям других религий. Вход в их храмы – гурдвары («дверь гуру») открыт и для иноверцев. Гурдвару можно узнать издалека. Это белокаменные сооружения с позолоченными куполами. Обязательным атрибутом является высокий флагшток, на котором развевается ярко-желтый треугольный флаг с черным символом. В храм полагается входить без обуви, босиком. Более того, следует омыть ступни ног в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной водой. То же самое посетители делают и при выходе из храма. Обувь и другие вещи можно сдать в камеру хранения. Внутри храма нельзя курить и снимать головной убор. Поскольку в гурдваре бывают и иноверцы, им полагается взять из большого мешка платок и повязать им голову. Обязательным атрибутом гурдвары является общественная трапезная – лангар, символизирующая равенство и братство сикхов. Продукты жертвуют сами же сикхи. Участие в приготовлении пищи и любых работах в лангаре рассматривается как богоудодное дело, и благочестивые сикхи должны принимать в этом активное участие. Сикхи твердо придерживаются правила «путь к душе лежит через желудок», поэтому любой прихожанин и иноверец всегда здесь может бесплатно поесть. Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время. Еда там простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. При гурдварах есть и бесплатные гостиницы для паломников. Например, при Золотом храме почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража. Она здесь не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют. При гурдварах есть священный пруд, который постепенно полагается обходить по часовой стрелке под медитативную музыку. Считается, что омовение в пруду приносит удачу и здоровье. Поэтому здесь плавают десятки паломников.

Энтони Фэйн: Обряды и ритуалы Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал. Наречение имени При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку' всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные - имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

Энтони Фэйн: Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям. В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники. У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Энтони Фэйн: Похоронный обряд Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее. Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

Энтони Фэйн: Кханда (khanda) Символизирует четыре столпа сикхской веры. Символ включает в себя: КХАНДА, обоюдоострый меч (давший название символу), находится в центре. Его острые грани отделяют Истину от Невежества. Правый край меча символизирует Свободу и Власть, которые находятся под контролем моральных и духовных ценностей. Левый край олицетворяет божественное Правосудие, карающее врагов. Вокруг кханды расположен ШАККАР — древний индийский символ (замкнутый круг без начала и конца), символизирующий совершенство вечного Бога, его творческую энергию, единство Бога. С обеих сторон находятся пересечённые кинжалы (КИРПАН), именуемые Пири и Мири (ввёл гуру Харгобинд) — один символизирует духовную власть, другой — светсткую. Они подчёркивают, что для сикха одинаковое значение имеют как духовная жизнь, так и обязательства перед общиной.



полная версия страницы