Форум » Публичная библиотека » Холодное оружие. » Ответить

Холодное оружие.

Ребекка Кавершэм: Не знаю, куда поместить этот раздел. В 19 век - пожалуй, не по тематике. А здесь - библиотека. Пожалуй, подходит.

Ответов - 6

Ребекка Кавершэм: Кинжал - холодное оружие с коротким до полуметра прямым или изогнутым обоюдоострым клинком. Чаще всего кинжал используется для ближнего боя, но существуют разновидности кинжала с утяжеленным лезвием, предназначенные для метания. Кинжал на протяжении многих столетий играл роль вспомогательного оружия в бою и аксессуара военной или гражданской одежды. Кинжал представлял собой один из самых доступных видов оружия, и именно этим обстоятельством объяснялась то, что кавказские горцы в XIX веке носили кинжал даже на пару с саблей. Кинжал носится в ножнах. У некоторых народов Кавказе кинжал - принадлежность национального костюма. Современное русское название "кинжал" происходит от арабского "ханджар". (с) Виды кинжалов Бадик (бадек) - вид кинжала с индонезийского острова Сулавеси (Целабос) с клинком длиной 125-175 мм., с череном расположенным под прямым углом к клинку. Баллок - европейский кинжал с усиленным клинком, предназначенным для пробивания доспеха. Начиная с XVIII в., баллок трансформировался в кортик. Басселард (кинжал швейцарский) - кинжал, впервые изготовленный в Базеле (Швейцария), был широко распространён в Европе в XIV - XV вв. До XV являлся рыцарским оружием, позже - солдатским, а также оружием горожан. Клинок вытянутый, копьевидный, обоюдоострый со слабо выраженной гранью на каждой голомени. Черен цилиндрический часто с Т-образной головкой и прямой крестовиной. Бебут - вид кинжала с изогнутым клинком. Беладжу - вид малайзийского кинжала. Бицзяча - китайский аналог сая. Общая длина 450 мм., черен 150мм., вес 1300-2000 г. Бичва - кривой индийский кинжал с лезвием обратной заточки (ятаганного типа). Бишоу - китайские парные кинжалы с прямым клинком и навершием в виде кольца, к которму привязан платок. Общая длина 300 мм. Бордолис - небольшой европейский кинжал XIV - XV вв., изготовлявшийся в Бордо. Бэтдгер - комбинированое оружие, сочетающее в себе пилу, кинжал и двойной топорок. Гольбейн - швейцарский средневековый кинжал с широким, сужающимся к острию клинком и череном, расширенным в районе головки. Дага (кинжал левантийский, стилет леворучный) - вид кинжала для левой руки со сложной гардой. Иногда использовалась как парное оружие к шпаге или мечу. Дентайр - кинжал, на тупье которого имеются глубокие насечки с подвижными выступами, препятствующими извлечению клинка из раны. Джамбия - арабский кинжал без гарды, с грушевидным череном и изогнутым в верхней трети клинком. Дирк - европейский кинжал с клинком треугольной формы. Йорой-доши - японская разновидность кинжала милосердия в виде длинного стилета. Айкучи - тип японского кинжала йорой-доши без цубы. Хамидаши (хамадаси, хамедаси) - тип японского кинжала йорой-доши с половинной цубой. Зира-бук - персидский однолезвийный прямой кинжал. Кама (кам) - вид обоюдоострого кинжала с прямым клинком. Его название пришло из адыгейского языка. Кансаси - японский женский боевой стилет в виде заколки для волос с клинком длиной 200 мм. Служил тайным оружием. Катар - индийский кинжал, комбинированный с кастетом, которым является Н-образный черен. Квилон - европейский рыцарский кинжал, возник в XIII в. По форме похож на укороченный меч с обоюдоострым клинком, имеющим грань на каэдой голомени, и с прямой крестовиной на цилиндрическом черене. с XV по XVIII в. использовался как кинжал для левой руки. Кекецу-сегё - комбинированное оружие японских ниндзя в виде кинжала с обоюдоострым прямым клинком и дополнительным кривым багорообразным клинком, крепящимся на длинной цепи или верёвке, имеющей на противоположном конце петлю для руки. Керамбит - кинжал в виде тигриного когтя, используемый в Малайзии и Индонезии. Кинжал азербайджанский - азербайджанский национальный кинжал типа кама. Кинжал анатолийский - железный кинжал из Малой Азии второй половины III тысячелетия до н.э. Кинжал арабский - арабский национальный кинжал типа кама. Являлся символом вождя или шейха. Кинжал армянский - армянский национальный кинжал типа кама. Отличается от кавказского кинжала вытянутой головкой черена, имеющей форму восточной арки. Кинжал афридийский - национальный кинжал индийского народа афридиев. Клинок изогнутой листовидной формы. Ножны деревянные, иногда покрытые металлом. Прибор отсутствует. Кинжал ахмендийский - кинжал, распостанённый среди персо-мидийского населения в период правления династии Ахменидов. Кинжал варварский - кинжал, обычно карасукский, распространённый среди китайцев северного пограничья; заимствован у других народов. Кинжал восточночжоуский - кинжал, получивший распространение в Китае в период Чжоу. Кинжал герзейский - египетский кинжал герзейской культуры середины второй половины IV тысячелетия до н.э. Длина 250 мм. Кинжал гикосский - египетский кинжал, изготовляемый представителями гикосской культуры в начале II тысячелетия до н.э. Кинжал грузинский - грузинский национальный кинжал, разновидность кинжала типа кама, но с более широким и коротким клинком. Приклад металлический или серебрянный. Кинжал дагестанский - национальный кинжал типа кама дагестанских народов. Головка черена сильно вытянута. Кинжал дигульский - кинжал из заострённых бедренных костей казуара. Бытовал у папуасского народа дигульцев. Кинжал донгдакский - вьетнамский кинжал донгдакской культуры первой половины I тысячелетия до н.э. Кинжал донгшонский - вьетнамский кинжал донгшонской культуры середины третьей четверти I тысячелетия до н.э. Кинжал иранский - иранский национальный кинжал типа бебута. Кинжал кабаний - немецкий охотничий кинжал. Кинжал карасукский - центрально-азиатский кинжал карасукской культуры, получившей распространение в XIV - XIII вв. до н.э. Кинжал "Кобассийский охотник" - испанский охотничиё кинжал с клинком в форме ивового листа. Кинжал лезгинский - лезгинский национальный кинжал, разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу. Кинжал охотничий - кинжал, предназначенный специально для охоты. Кинжал раскладной - кинжал, клинок которого может при помощи пружины раскрываться на две части. Кинжал самаркандский - узбекский прямой кинжал с обоюдоострым клинком и прямой крестовиной. Прибор покрыт цветной эмалью. Кинжал североафриканский - национальный кинжал народов Северной Африки с асимметричным листовидным клинком. Кинжал синеокий - европейский кинжал XV в. с трёхгранным клинком, длинным череном и сложной гардой. Кинжал сирийский - сирийский национальный кинжал типа бебута. Ножны металлические с загнутым наконечником в виде рыбьего хвоста. Кинжал турецкий - турецкий национальный кинжал. Бытовал в двух вариантах: с прямым клинком ромбовидным в сечении (длина клинка 300-400 мм.) и типа бебута (длина клинка более 200 мм.). Кинжал узбекский - узбекский национальный кинжал. Кинжал ушастый - европейский кинжал, бытовавший с XIV по XVI в. Черен имел головку из двух круглых дисков наподобие ушей. Гардой служило расширение на черене. Клинок обоюдоострый, прямой, с одной стороны немного длиннее, чем с другой. Кинжал хевсурский - разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом. Кинжал хивинский - узбекский кинжал типа бебута с двумя широкими долами на каждой голомени. Кинжал центральноафриканский - национальный кинжал народов центральной Африки с листовидным клинком. Кинжал юэкский - южнокитайский кинжал второй половины I тысячелетия до н.э. Клевант - яванская разновидность криса с прямым клинком. Черен часто выполнен в виде головы животного. Коны - иранский кинжал с двумя клинками и череном, расположенным между ними. Кортик - вид кинжала с прямым коротким гранённым клинком. Кортик охотничий (нож олений) - кортик предназначенный специально для охоты. Кортик шотландский - кортик с длинным узким, часто однолезвийным клинком. Крис - индонезийский кинжал иногда с прямым (крис сапукал) , а чаще всего с волнистым (крис берлок) клинком. Маджа пахит - архаичный крис с прямым клинком. Пасопати (индонезийск. "пасо" - нож, "пати" - смертельный) ранний листообразный вариант криса. Куджанг - вид кинжала с изогнутым клинком, по форме похожим на изгиб рога оленя. Куджанг являлся атрибутом королевской власти на Западной Яве. Куттар - индийский, непальский и раджпутанский кинжал с прямым обоюдоострым клинком и перпендикулярным клинку череном. Лави йям (лави ям) - вид малайзийского кинжала. Ладинг терус - малайско-индонезийский кинжал с прямым мечевидным клинком. Маду - индийский двухклинковый кинжал с череном, расположенным между клинками. Мару - ударное ручное холодное оружие сикхов из пары рогов антилопы со стальными остриями, связанных концами с гардой для защиты рук. Мизерикордия (кинжал милосердия) - европейский трёхгранный стилет, служащий для добивания поверженного противника. Длина 360 мм. Ниндзя сегё - комбинированное оружие, представляет собой соединение прямого обоюдоострого кинжала с круглым череном и дополнительного клинка, отходящего от основного и перпендикулярно ему, а также длинной верёвки с кольцом на конце. Верёвка крепится к головке черена. Мог использоваться как холодное клинковое и сложное ударное оружие, а также в качестве кошки. Пале - восточный кинжал как с прямым так и с изогнутым клинком. Пистин - прямой кинжал с большим ограничителем. Поигнард - европейский кинжал с сужающимся к острию треугольным клинком. Использовался в качестве даги. Пронси - кинжал без перекрестия с широким, сужающимся к острию клинком. Пугио - кинжал римских солдат с коротким широким клинком. Пунктил - широкий кинжал с листообразным клинком, круглым череном и рудиментарным ограничителем. Рентджонг (ренконг) - индонезийская разновидность кинжала с однолезвийным или безлезвийным прямым клинком с остриём от 75 до 250 мм длиной и череном, расположенным перпендикулсярно клинку. Удары рентджонгом могут наносится как рукой, так и ногой. В последнем случае черен рентджонга зажимается пальцами ноги. Рондел - кинжал XIV - XVI вв. Клинок длинный, гладкий, реже трёх- и четырёхгранный, двулезвийный, копьевидный, черен цилиндрический с круглой головкой и круглой гардой дискрондо. Роти калонг - индонезийский кинжал с массивной гардой. Сай (саи; сакин - малайское понятие; теча - китайское понятие; тьябанг, чабанг - филиппинские, малайские и индонезийские понятия) - японское колющее клинковое холодное оружие. Изначально сай использовался как трезубец для рыхления земли, впоследствии стал применяться как парное оружие. Цельно кованный сай имел круглый или многогранный клинок с острым, реже затупленным остриём. Концы крестовины загнуты параллельно клинку и заточены, выполняя роль гарды. Черен с навершием в виде шара покрывался насечкой или обёртывалсяшершавой кожей. Общая длина сая достигала 600 мм., вес от 500 до 1200 г. Иногда к парным саям добавлялся третий - метательный. Мадзи-но сай (манджи сай) - сай в виде свастики. Нитегама - парные саи. Нунтэ - двухконечный сай. Шато (японск. - поражающий нож) - режущая разновидность одностороннего сая. Сандедея - венецианский кинжал с широким сужающимся к острию клинком. Общая длина 600 мм. Саньцайцз нь (китайск. - меч трёх талантов) - китайский короткий кинжал с гардой, загнутой к клинку. Крепился на длинной, 1200 мм. верёвке, привязанной к запястью. Семак пари - малайско-индонезийский кинжал с прямым зазубренным клинком. Семак уданг - малайско-индонезийский кинжал с S-образным клинком. Стилет (нож тайный; нож почечный) - вид кинжала с узким трёхгранным коинком. Стилет инерционный - испанский стилет XVII в. с череном по длине превышающим в два раза длину клинка. Танто - тип японского кинжала йорой-доши с полной гардой и клинком длиной 150 мм. со скошенным лезвием. Также танто называется короткий японский кинжал длиной до 300 мм. Аигути - танто без цубы. Текуайцзы (китайск. - железные палочки для еды) - китайские парные стилеты 300 мм. длиной с каплевидной гардой и платком на конце черена. Тонсай - оружие сочетающее свойства тонфы и сая. Умубари - японский кинжал с чашеобразной гардой. Фишер (англ. - рыболов) - нож или кинжал предназначенный для подводного плавания или рыбалки. Изготовлен из нержавеющих металлов. Черен полый или выполненный из лёгких плавучих материалов. Ножны имеют прорези для протока воды. Фусет - кинжал венецианских бомбадиров с витым череном и выбитой на голомени клинка шкалой ружейных и орудийных калибров. Хативари (шлемокол) - японский изогнутый стилет для левой руки. Хейто - кинжал с ромбовидным клинком. Цянь - разновидность китайского долотообразного стилета. Использовался в ву-шу. Чинквидеа (кинжал итальянский, чинкуэдеа) - тип итальянского кинжала начала XVI в. с клинком в виде вытянутого равнобедренного треугольника длиной 480-560 мм. и шириной в пять пальцев. Шабер - стилет с трёхгранным клинком и круглым деревянным череном. Шпринг-клинге - саксонская дага с раскрывающимися клинками. Отсюда http://harbor-sea-wolf.forum2x2.ru/t43-topic

Ребекка Кавершэм: Формы клинков. Для нанесения колющего удара кинжалы обычно имеют суживающийся клинок, часто обоюдоострый. Разнообразие очертаний клинка очень велико. Некоторые стали традиционными для определенных районов, другие диктуются материалом изготовления. Здесь показаны лишь главные типы. 1. Широкий треугольный клинок, такая форма компенсировала мягкость металла. 2. Узкий треугольный клинок, идеальный для кинжала. 3. Асимметричный малайский крис. Клинок не всегда волнистый. 4. Тяжелый листовидный клинок. 5. Изогнутая арабская джамбия. 6. Дважды изогнутый клинок. Распространен в Индии и Персии. 7. Клинок в форме боуи. Спинка срезана, чтобы конец можно было сделать обоюдоострым. Сечения клинков. Разнообразные формы сечения показывают, как человек пытался получить возможно более жесткий клинок при его возможно меньшей толщине. A. Параллельные плоскости создают самый слабый, гибкий клинок. B. Клинки с выпуклыми или C.вогнутыми, c желобками сторонами более жесткие, так же, как и D.ребристые, E. трехгранные и F. ромбические. G. Шилообразный клинок без режущих краев применялся только для колющего удара. В мире существует большое многообразие форм рукоятей и клинков. В основном они определяются назначением кинжала, способом его ношения и уровнем технического развития общества. Длина кинжалов может быть от 15 до 50 см, самые длинные приближаются к коротким мечам. Кинжалы с прямым клинком 1. Скин ду, шотландский кинжал, который носили за голенищем. Головку рукояти часто украшали полудрагоценным камнем. 2. Пеш-кабз, распространенный в Персии и Северной Индии кинжал. Клинок Т-образного сечения был предназначен для пробивания кольчуги. 3. Бронзовый китайский кинжал эпохи династии Чжоу. 600—500 гг. до н.э. Цельная конструкция с полой ажурной рукоятью. 4. Кард, персидский однолезвийный нож с золотой насечкой. XVII век. 5. Фузетто, многоцелевой стилет итальянских артиллеристов. Применялся для измерения диаметра канала ствола и ядра, для чистки запального отверстия и для прокалывания зарядного картуза. Обычно имел в сечении равнобедренный треугольник. XVII-XVIII вв. 6. Квайкен, японский женский кинжал. Изображенный экземпляр имеет двухлезвийный клинок, существуют однолезвийные. Использовался для обрядового самоубийства путем вскрытия вен на шее. 7. Танто, однолезвийный японский кинжал с маленькой гардой. Разновидности хами-даши и айкучи различаются только присутствием или отсутствием этой рудиментарной гарды. 8. Пиха-каетта, кинжал из Шри-Ланки. Формой напоминает боуи, обоюдоострый на конце и тяжелый, будто для рубки. Часто покрыт гравировкой и инкрустирован серебром и латунью. Кинжалы с изогнутым клинком 1. Кханджар, кинжал из Индии и Персии. Этот тип выделяется скорее своей пистолетной рукоятью из нефрита или слоновой кости, чем формой клинка, который может быть загнут вперед или назад, а также может иметь двойной изгиб, как у кханджарли. 2. Кханджарли, индийский кинжал с двойным изгибом двухлезвийного клинка и характерной головкой в форме полумесяца. Не все экземпляры имеют гарду. 3. Индийский кинжал со стальным клинком в форме джамбии и позолоченной металлической рукоятью. 4. Джамбия, арабский кинжал, встречающийся во многих вариантах. Все они имеют изогнутый обоюдоострый клинок, обычно с ребром для повышения жесткости. Этот образец из Маската (Оман). Места ношения кинжалов. a. Плечо (Судан) b. Внутренняя сторона предплечья (Сахара) c. Внешняя сторона предплечья (британские коммандос) d. Левое бедро e. Правая ягодица, вертикально f. Талия, на спине, горизонтально g. Спереди по центру (арабы) h. Правое бедро i. Голень Отсюда http://www.medieval-wars.com/armory/wpn_knifes.html

Ребекка Кавершэм: Булат – одна из самых интересных и загадочных страниц в истории металлургии. Сейчас хорошо известно, как в древние времена делали каменные топоры, бронзовую утварь, варили железо и плавили чугун, но до нашего времени остаются нераскрытыми многие секреты производства булатного оружия. Впервые Европа познакомилась с булатом пристолкновении армии Александра Македонского с войсками индийского царя Пора. Особенно поразил македонцев панцирь захваченного в плен царя. Он был сделан из необыкновенно прочного белого металла, на котором македонское оружие не смогло сделать ни вмятины, ни царапины. Из булата были изготовлены и широкие индийские мечи, которые легко рассекали пополам македонское железо. По свидетельству историков, древнее европейское железное оружие было настолько мягкое, что после двух-трех ударов уже гнулось, и воины вынуждены были отходить, чтобы выпрямить клинок. Естественно, что индийские мечи для македонцев казались чудом. Задолго до этого с Гималайских гор в Пенджаб (древнейшее княжество в Индии) спустилась каста кузнецов, хорошо знающих железное дело и умеющих изготовлять железное оружие с необычайными свойствами. Из Пенджаба индийское железо и способы его обработки распространились в Сиам и Японию. «Никогда не будет народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии!» - писал средневековый ученый Аль-Бируни. Он также поведал, что клинки в Индии делались разных цветов. Мечи, например, изготовлялись зелеными, синими, могли они и иметь узор, напоминающий рисунок ткани. Индийская сталь отличалась узорами, которые были видны на клинке. «Нож из булатной стали» на Яндекс.Фотках А свойствами клинки обладали действительно удивительными. Будучи твердыми и прочными, они одновременно обладали большой упругостью и вязкостью. Клинки перерубали железные гвозди и в то же время свободно сгибались в дугу. Нет ничего удивительного в том, что индийские мечи крошили европейские, которые в древности часто делались из недостаточно упругих и мягких низкоуглеродистых сортов стали. «Заготовка ножа из булатной стали» на Яндекс.Фотках Лезвие индийского клинка после заточки приобретало необыкновенно высокие режущие способности. Хороший клинок легко перерезал в воздухе газовый платок, в то время как даже современные клинки из самой лучшей стали могут перерезать только плотные виды шелковых тканей. «Булатный нож» на Яндекс.Фотках Основное назначение булата – изготовление клинков. Главное достоинство клинка – острота его лезвия. Индия, XIX век. Булатная сталь. Клинок изготовлен из булатной стали. Рукоять стальная, украшена растительными мотивами, выполнеными насечкой серебром по стали. Ковка, насечка серебром по стали. Клинок изготовлен из двух слитков булатной стали, место соединения фрагментов хорошо различимо. Общая длина: 93,7 см., длина клинка: 80,5 см., ширина клинка у рукояти: 3,7 см., http://www.swordandhelmet.ru/cat/1/649/ Отсюда : http://anastgal.diary.ru/p99172565.htm


Энтони Фэйн: Полет дискового ножа Индийское метательное оружие «чакра» вполне может служить наглядной иллюстрацией к высказыванию «все гениальное — просто». Чакра представляет собой плоское металлическое кольцо, отточенное по внешней кромке. Диаметр кольца на сохранившихся экземплярах варьируется в пределах от 120 до 300 мм и более, ширина от 10 до 40 мм, толщина — от 1 до 3,5 мм. Чакра с двусторонним орнаментом (XVIII—XIX вв.) Одним из первых европейцев, описавших это необычное оружие, является португальский путешественник Дуарте Барбоса (Duarte Barbosa). В своей книге он приводит следующее описание; «В королевстве Дели…у них [воинов] есть стальные колеса, которые они называют чакарани, в два пальца шириной, острые с внешней стороны как ножи и без лезвия на внутренней стороне; и размером они с небольшую тарелку. И они носят их с собой по семь или восемь, одев на левую руку; они берут одно [чакарани], надевают на палец правой руки, заставляют кружиться вокруг пальца много раз и таким образом метают его [чакарани] в своих врагов». Считается, что в создании первой чакры участвовали боги. Брахма раздул огонь, Шива дал новомуоружию силу своего третьего глаза, а Вишну передал ему силу своего божественного гнева. Шива спрессовал ногой все это в пламенеющий диск и, метнув его в могущественного демона Джаламдхару, отсек ему голову. Когда это оружие потребовалось Вишну для борьбы с другими демонами (асурами), он стал просить его у Шивы, каждый день принося ему в жертву 1000 лотосов. В один из дней Шива, чтобы проверить Вишну, украл один из цветков. Вишну без промедления вырвал один из своих глаз, тут же ставший лотосом, и восполнил потерю. Видя такое самопожертвование, Шива подарил ему свой диск. Так Вишну получил это грозное оружие. Сила его была огромна — чакра рассекала и уничтожала полчища врагов, управлялась мыслью, после броска возвращалась в руку и могла преследовать свою цель даже за горизонтом. Такова легенда. В действительности происхождение чакры до сих пор вызывает споры. Согласно одной из основных гипотез, ее прототипом является камень, использовавшийся в качестве метательного снаряда охотниками периода неолита. В позднем каменном веке это оружие эволюционировало в плоский дискообразный каменный обломок с отшлифованным острым сколом по краям. Такие обломки в настоящее время обнаружены археологами в ходе раскопок стоянок древних людей на севере Индии. То, что найденные обломки предназначены для метания, подтверждается тем, что их край — острый по всему периметру и использовать данное орудие как скребок или нож затруднительно. Метательное оружие в виде пластин различной формы было распространено во многих странах Востока, в первую очередь в Китае и Японии, а также во Вьетнаме и на Суматре. Среди многообразия китайских метательных пластин наиболее близкими аналогами чакры являются бронзовые монеты, так называемые «монеты бедных людей», достигавшие 60 мм в диаметре. Монета иногда могла быть заточена по краю. Другим китайским метательным оружием, сходным с чакрой, являются пластины «фэй пан бяо», напоминающие диски циркулярной пилы. В качестве основного японского аналога, безусловно, стоит упомянуть сякены —многолучевые сюрикены, в первую очередь сенбан и теппан. Для сравнения на рисунке 1 приведены китайская метательная монета (1), сенбан сюрикен (2), теппан сюрикен (3) и чакра средних размеров (4). Когда речь заходит о европейских аналогах, то зачастую называется английский «куоит» (quoit). Название скорее всего происходит от гэльского «куилиг» («колесо») и является названием спортивного снаряда, используемого в традиционной народной игре наподобие метания подков. Первое историческое упоминание «куоит» мы находим в тексте указов английского короля Эдуарда III, изданных в 1361 и 1366 г. Суть указов состояла в том, что подданные не должны тратить силы на бесполезные игры и увеселения и больше времени уделять воинской подготовке, в первую очередь стрельбе из лука. Таким образом, очевидно, что метание «куоит», причисленное королем к бесполезным играм, не имело военно-прикладного значения. Принципиальным отличием чакры является то, что это оружие применялось в ходе крупномасштабных сражений и гораздо более массово, чем любые из ее аналогов. Китайские, японские и прочие метательные пластины так и не переросли рамки оружия скрытого ношения, предназначенного для диверсионных акций и боев с малым числом участников.По классификации, установленной в Дханурведе, древнем трактате о военном деле, чакра является одним из 12 канонических видов оружия в категории «мукта», то есть метательного и стрелкового оружия. По распространенным в раннем средневековье религиозно-философским представлениям индийцев использование оружия, поражающего на расстоянии, не приводит к отягощению кармы. В самый момент убийства нет контакта применившего оружие с самим оружием и поражение противника происходит как бы само собой. В понимании индийцев практически единственным оружием, которому чакра уступала, был лук, считавшийся совершенным оружием. Тренировка боя пятью видами оружия, начиная с чакры, была частью обучения юношей знатного происхождения. В трактате Дханурведа определяется последовательность использования оружия в бою; по мере сближения с противником используется лук, затем чакра, после этого копье и меч, затем нож, булава и только в крайнем случае приемы без оружия.

Энтони Фэйн: Рис. 1. Различные образцы метательного оружия: метательная монета (1), сенбан сюрикен (2), теппан сюрикен (3), чакра (4) Обычно дисковые ножи использовали, чтобы нарушить строй противника, внести замешательство в его ряды. По тактике применения они являются аналогом «франциска» и «херлбэт», метательных топоров, использовавшихся в V-VIII вв. франками и скандинавами, соответственно. Метнув топор в противника, воин устремлялся вперед, чтобы поразить его мечом или копьем. Практически каждый элемент конструкции, равно как и техника применения чакры, позволяют решать сразу несколько задач. Во-первых, форма кольца позволяет облегчить конструкцию, по сравнению с диском, и при этом максимально сохранить момент инерции, столь важный для реализации принципа гироскопа. Во-вторых, с точки зрения аэродинамики, чакра представляет собой тандем двух аэродинамических профилей. У такой схемы центр приложения подъемной силы будет соответствовать центру кольца. Там же будет находиться и центр тяжести конструкции. Таким образом, достигается отсутствующее у диска совпадение этих центров, благодаря чему значительно повышается стабильность полета.Заточка по всему внешнему краю гарантирует контакт лезвия чакры с целью при попадании. В то же время вращение топоров и ножей при броске на дальнюю дистанцию делает их реально опасными только в нескольких зонах. Так, например, метательный топор франков при броске на 12_15 метров имеет всего две зоны на протяжении траектории полета, в которых он может эффективно поразить цель (каждая зона — не более 1,5 м, одна в самом начале и вторая — в конце траектории). На остальных участках траектории контакт с целью будет осуществляться рукоятью топора. Таким образом, конструкция чакры делает ее более эффективным оружием по сравнению с метательными ножами и топорами. Ее малая толщина, во-первых, обеспечивает низкое аэродинамическое сопротивление, повышая дальность полета. Во-вторых,небольшая толщина в сочетании с малым углом заточки (порядка 5—7 градусов) создают эффект, когда пущенный снаряд рассекает цель подобно лезвию опасной бритвы. В третьих, малая толщина делает летящую чакру практически незаметной для противника. Рис. 2. Профили поперечного сечения чакры Обычно поперечное сечение чакры имеет профиль наподобие вариантов 1 и 2 (рис. 2, внешний острый край слева). Несимметричное обтекание чакры воздухом создает подъемную силу, значительно увеличивающую ее дальность полета. Очевидно, что линзовидный профиль 1 сточки зрения аэродинамики значительно выигрышнее профиля 2. Вместе с тем профиль 2 значительно проще в изготовлении. Чакра могла иметь внешний край и без заточки; пример профиля бронзовой чакры приведен на рис.2 (профиль 3). Дальность полета чакры составляет, по разным источникам, от 30 до 60 метров и значительно превосходит дальности броска сякена, ножа или топора. Вращение, придаваемое метательному снаряду при броске, с одной стороны, создает эффект гироскопа, что позволяет ему сохранять заданное направление полета. С другой стороны, вращение чакры обеспечивает эффект протягивания режущей кромки по цели и усиливает ее поражающие свойства. Этому же способствует и материал, из которого ее традиционно изготавливали. Чаще всего использовался вутц (литой Дамаск), представляющий собой металлический композит, в котором сверхтвердые нити карбидов находятся в мягкой металлической матрице. В силу структуры материала режущая кромка на микроуровне представляет собой серрейтор. Изредка, в тех случаях, когда чакра изготавливалась не из вутц, вместо обычной заточки ее внешний край покрывали большим количеством мелких, остро отточенных зубцов или шипов.Внутреннее отверстие, называемое «кхам», традиционно имеет форму окружности. Тем не менее встречаются описания дисковых ножей, имеющих треугольное отверстие в середине. Их метали, раскрутив на деревянном или металлическом стержне, при этом край внутреннего отверстия смазывался маслом. Очевидно, это делалось для облегчения вращения и сброса ножа со стержня. В древних текстах упоминается от 5 до 7 способов метания чакры. К настоящему времени сохранилось описание следующих из них; раскрутка на стержне или на пальце руки, метание от плеча, метание от пояса и бросок в вертикальной плоскости. Раскручивание дискового ножа на стержне или пальце руки кажется наименее естественным и труднее в освоении, однако обладает рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, этот метод наиболее безопасен для самого метателя, так как рука воина не может войти в контакт с острым внешним краем чакры. Во-вторых, дисковый нож можно метнуть над головами своих воинов, стоящих в первом ряду, что очень существенно, например, при организации «залпового» броска, столь любимого сикхами. В третьих, такой метод позволяет придать оружию высокую скорость вращения, что позволяет повысить точность броска.

Энтони Фэйн: Метание от плеча во многом сходно с тем, как сейчас пускают пластмассовую тарелочку. Однако существует и ряд отличий, обусловленных специфической конструкцией чакры. Для достижения большей точности ее необходимо метать в горизонтальной плоскости. Техника броска от плеча, применявшаяся сикхами, выглядит следующим образом. Метатель встает лицом по направлению к цели, зажимает кольцо между большим и указательным пальцами правой руки и держит его низко у своего левого бока. Затем он поворачивает корпус так, чтобы вывести правое плечо как можно дальше вперед и поднимает чакру к левому плечу. При броске используется не только движение руки, но и, в первую очередь, поворот корпуса. Выпускается чакра на уровне плеча. Таким образом, с момента замаха и до завершения броска метательный снаряд перемещается исключительно в горизонтальной плоскости.Способ метания от пояса больше напоминает технику метания сякенов и применяется только при бросках на малую дистанцию для чакр небольшого размера. После совершения броска рука обычно делает возвратное движение к поясу, чтобы выхватить саблю или иное оружие ближнего боя. Бросок в вертикальной плоскости в корне отличается от всех вышеописанных способов. Здесь чакра летит в сторону скопления воинов противника по навесной траектории и падает сверху ребром. Очевидно, что по точности такой бросок будет значительно уступать броскам, описанным выше. Возможно, данный метод применялся как попытка поразить вражеского командира, которого прикрывали ряды воинов. Поражающий эффект от попадания чакры действительно мог быть весьма значительным, особенно ее- ли тело воина не было защищено доспехами. Однако отрубание чакрой головы или конечностей, нередко упоминаемое при описаниях битв и в других эпических произведениях, скорее всего, является преувеличением. Единственная объективная оценка поражающих свойств чакры содержится в книге Дж.К.Стоуна, где говорится, что при метком броске она летит на расстояние в 30 ярдов (около 27,5 метров) и может срезать ствол зеленого бамбука толщиной три четверти дюйма (около 19 мм). В начале XII в. индийские военачальники начали осваивать новую тактику ведения боевых действий, заимствованную у турок и персов. Многие традиционные виды оружия, уже не вписывались в новые тактические решения. Метание чакры перестало быть одной из армейских дисциплин и перешло в разряд боевого искусства, практиковавшегося небольшим числом дворцовых стражей и телохранителей, а также членами некоторых воинствующих религиозных сект. Свое второе рождение чакра получает в XVI в., когда становится одним из основных видов оружия сикхов, в качестве которого она и просуществовала вплоть до второй половины XIX в. Сикхи сражались против династии Мугхалов, затем против афганских захватчиков под предводительством Ахмада Шах Абдали, а позднее против войск Великобритании. Враг сикхов всегда имел численное превосходство и обычно был лучше вооружен. В качестве основной формы ведения боевых действий сикхами использовалась партизанская война, основанная на внезапных нападениях, засадах и т.п. Свою тактику сикхи описывали так; «Ударить по врагу с силой достаточной, чтобы убить, отступить, повернуться и снова ударить, снова отступить, ударять и отступать, пока враг не будет измотан, затем исчезнуть». Вся военная теория сикхов основана на концепции «двух с половиной ударов» (Дхай Пхат). Первым действием, обеспечивающим до 40 процентов победы, сикхи считали быстрое и скрытное сближение с врагом. Вторым действием была стремительная шокирующая атака, приводящая врага в замешательство. Третьим действием — стремительный отход, не дающий противнику возможности нанести ответный удар. Чакра отлично вписывалась в тактику сикхов, позволяя либо начать ту самую шокирующую атаку, либо прикрыть отступление. Дастар бунга - оригинальный тюрбан нихангов с чакрами (XIX в.) Ряд источников указывает на то, что сикхи применяли технику «залпового» броска, то есть одновременное метание чакры группой воинов, при этом стоявшие в первом ряду воины производили бросок от плеча, а воины второго ряда раскручивали ее на пальце. Сикхи носили с собой несколько дисковых ножей, зачастую одев их на тюрбан или за спиной; крупные чакры иногда носили на шее. Непосредственно перед применением их надевали на левую руку как браслеты. Даже распространение огнестрельного оружия не смогло полностью вытеснить дисковые ножи из арсенала сикхов. Они прочно вошли в их жизнь, стали частью их религиозно-философских воззрений; изображение чакры можно найти на «кханде», своеобразном гербе сикхов, который значит для сикхов не меньше, чем крест для христиан или звезда Давида для иудеев; многие воинские подразделения сикхов изображают чакру и на своих эмблемах. Например, у нихангов (членов радикальной воинской секты сикхов) она имела еще и символическое значение. Для ношения чакр они использовали особые остроконечные тюрбаны («дастар бунга»), которые представляли собой конструкцию из плотной хлопковой материи и каркаса, образованного витками металлической проволоки. Дастар бунга делались высотой до полуметра, что позволяло их владельцу носить на своей голове небольшой арсенал, включающий от 5 до 7 надетых на тюрбан чакр, а также несколько воткнутых в него метательных ножей и своеобразный кастет-когти, называемый «багх накх». При внимательном рассмотрении видно, что чакры зафиксированы натюрбане ниханга так, что быстро снять их не удастся, более того, на некоторых тюрбанах второй половины XIX в. они скреплены с «гайга» (металлическим декоративным элементом). Таким образом, можно сделать вывод, что чакра стала к этому времени в большей степени символом, эмблемой, чем реальным оружием. До сих пор она украшает тюрбаны последователей учения нихангов, а также является непременным атрибутом «шастара», их своеобразного оружейного алтаря. Ниханги в бою: рисунок в одной из европейских газет XIX в. (фотографии еще не существовало) После окончания войны с сикхами и подавления восстания 1857 г., англичане провели массовое разоружение населения, многие арсеналы были опустошены, а находившееся в них оружие либо уничтожено, либо продано как металлолом. Метание чакры в таких условиях уже не имело большого практического значения, и навыки работы с ней быстро утрачивались. Например, в 1840 г. У.Дж.Осборн (W.G.Osbome), военный секретарь генерал-губернатора Индии, писал в своем отчете; «Чакра - это оружие, характерное для данной расы людей; оно представляет собой стальное кольцо от шести до девяти дюймов в диаметре и около дюйма в ширину, очень тонкое и с остро отточенным краем; говорят, что они способны метать их с такой точностью и силой, что могут отсекать человеку конечности с расстояния 60 ярдов (около 55 метров) или даже 80 ярдов (около 73 метров); однако я несколько раз приглашал их продемонстрировать свое умение и ни разу не увидел никаких доказательств, способных убедить меня в такой точности. В целом зрители находились в большей опасности, чем сам объект, выбранный в качестве мишени». Искусство метания чакры постепенно угасло, однако еще в 30—40 гг. XX в. в Индии были зафиксированы случаи использования чакр уличными грабителями. klinoc.ru



полная версия страницы