Форум » Правила » Правила психологической безопасности » Ответить

Правила психологической безопасности

Констанца де Росси: "Психическая реальность - это тоже реальность" (с) М. Кучинский РИСКИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ На ролевой игре человек временно перевоплощается, "присваивает" себе чужую личность, у которой имеется своя жизненная история, характер, мотивы и цели. Нередко он начинает смотреть на мир глазами своего персонажа, думать его мыслями, и даже совершать поступки "из роли". Это вызывает яркие эмоции, ощущение творческого подъема, целую гамму чувств, ради которых люди, главным образом, и приходят на игровые форумы. Но есть и оборотная сторона. Глубокое погружение в игровую реальность ничуть не менее рискованно, чем погружение с аквалангом, и при несоблюдении правил безопасности чревато серьезными проблемами. Дело в том, что нашей психике безразлично, играем мы или все происходит "на самом деле" - любое наше переживание, мысль, движение души трактуется ей как абсолютно реальное. Каждый из нас носит в себе тяжелые воспоминания, травмы детства, взрослые любовные драмы, переживания утрат и т.п. Представьте, что происходит, когда на собственный психологический "багаж" наслаиваются переживания персонажа... В этом и заключается основной риск ролевой игры. Если ваши личные душевные процессы входят в резонанс (совпадают) с душевными процессами персонажа - то переживания, связанные с игровой ситуацией, усиливаются в разы. К примеру, можно с кем-то персонажно поссориться, и незаметно для себя начать игровую ситуацию переносить на пореаловую. То есть враждебный настрой вашего героя обрушится на реального человека, играющего роль антагониста. То же самое - с влюбленностью, когда "игровые" чувства захлестывают настолько, что перетекают в реал, и начинают принадлежать уже не персонажу, а партнеру по отыгрышу... Что действительно случается, и тоже является отдельным риском, поскольку взаимность в игре не всегда подразумевает взаимность в реале. Итогом чаще всего становятся конфликты, недоразумения и обиды. Если ваш партнер по игре, не подозревая об этом, вдруг оказывается поставлен в положение врага или объекта любви "по жизни" - такая ситуация уже выходит за рамки игровой, поскольку способна причинить участникам совершенно реальные душевные страдания и заботы. Последствия можно расхлебывать -без преувеличения -годами. Но увы, в процессе большинства ролевых игр о таких вещах вообще не принято задумываться . Потому что есть устойчивое мнение, что это всего-лишь игра. А раз игра, то вроде бы все понарошку, несерьезно! Повторим еще раз: для психики НЕТ РАЗНИЦЫ между игрой и жизнью - если душевные процессы и переживания чем-то вызваны к жизни, они воспринимаются нашим подсознанием всерьез. Именно поэтому иной раз в процессе отыгрыша всерьез начинает болеть голова или скакать давление, или появляется желание поплакать... ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Вступая в ролевую игру, помните и соблюдайте простые правила : 1). Правило вролинга-деролинга. Вошел в игру - вролился, надел маску, стал персонажем. Вышел из игры (или сделал перерыв)-снял маску, снова стал собой. Исключением из этого правила являются маски ресурсные - т.е. те, пользуясь которыми вы актуализируете свои энергетические ресурсы, а не бесцельные душевные переживания. Например, будучи в жизни робким и нерешительным человеком, и взяв себе в качестве персонажа отважного храбреца, вы с помощью этой "маски" можете разбудить свой дремлющий потенциал, развить новые душевные качества, сделать то, чего всегда боялись, и т.п. (автор этих строк из роли античного героя сумел в реале разрешить бытовую проблему, с которой не мог справиться в течение шести лет; а из роли жизнерадостного авантюриста нашел хорошую работу, о которой прежде и мечтать не мог). Но даже ресурсные маски имеет смысл осознавать, отделять от своего основного "я" и пользоваться ими в жизни лишь тогда, когда ситуация этого действительно требует. 2). Правило проекций и переносов. Проекция - форма психологической защиты, когда человек ошибочно приписывает свои собственные негативные мысли, чувства, мотивы, черты характера кому-то из своего окружения. Вследствие этого он испытывает сильнейшее желание "исправить" этот раздражающий внешний объект или вообще от него избавиться. (пример - ссора персонажей, переходящая в пореаловый конфликт игроков) Перенос - ожидание от другого человека определенного поведения, наделение его своими мотивами, чувствами, мыслями и желаниями. Когда человек, который становится объектом переноса, не торопится действовать в соответствии с вашими ожиданиями, на него обращаются ваши претензии, что может привести стороны к конфликту. (пример: отыгрыш любовной линии с переносом чувств с персонажа на игрока нередко заканчивается обманом ожиданий и ощущением предательства в реале). Полностью избавиться от проекций и переносов, видимо, нельзя, да и не нужно - все-таки мы живые люди, а не киборги. Но чтобы сгладить их, помните, что действия, чувства и мысли персонажа не идентичны действиям, чувствам и мыслям его автора или игрока. В случае, когда кто-то из персонажей начинает вызывать у вас не игровые, а реальные переживания или ожидания, стоит вступить в диалог и прояснить ситуацию (прежде чем вы начнете действовать, исходя из проекций или переноса). Так же вы всегда можете запросить поддержку у мастерской группы. 3). Правило "Для психики все равны!". Тот, кто скажет, что психическая реальность - не реальна, видимо, совершенно не разбирается в этом вопросе. Проблемы и трудности персонажа психикой воспринимаются точно так же, как если бы это были ваши проблемы и трудности. И это неудивительно, поскольку носителем "персонажной души" тоже являетесь вы. Поэтому берегите своего героя не меньше, чем себя самого. Осознавайте происходящее с ним и при необходимости сдерживайте его энергию или направляйте ее в нужное русло (помните, что автор все-таки первичен по отношению к своему произведению, а игрок первичен по отношению к персонажу). Простейший прием отделить себя от персонажа - начать говорить о нем в третьем лице (не "я чувствую, что люблю Джона", а "Мария чувствует, что любит Джона"). А затем постарайтесь взглянуть на игровую ситуацию не изнутри, глазами персонажа, а снаружи, как внешний наблюдатель за действием (по-научному это называется "удерживать мета-позицию"). ПЛЮСЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ Один из самых очевидных плюсов- возможность с помощью своего героя приобрести нужные для реальной жизни навыки, укрепить самооценку, стать более уверенным в собственных силах, научиться противостоять тем, кто нападает, научиться выигрывать в сложной ситуации и вообще разрешить себе многое из того, что для обыденного Я находится под запретом. Ролевая игра высвобождает ваш творческий потенциал, который может быть вложен в построение вашего Я, создание более приемлемых для вас отношений с людьми, в развитие сферы чувств. Главное - будучи в игре, оставаться в состоянии полной осознанности того, что происходит с вами и вашим персонажем - т.е. той частью вас, которая получила на время свое собственное имя и право действовать. Правила составлены профессиональным психологом для дружественного ресурса - ролевой игры Графиня де Монсоро. Публикуется с любезного разрешения автора и мастерской группы ресурса, с небольшими изменениями и дополнениями.

Ответов - 0



полная версия страницы