Форум » Корабельные новости - все об игре » Этикет и правила хорошего тона 19 века. ЧИТАТЬ ВСЕМ! » Ответить

Этикет и правила хорошего тона 19 века. ЧИТАТЬ ВСЕМ!

Констанца де Росси: На нашей игре мы не ставим себе цели со стопроцентной достоверностью реконструировать историческую эпоху, это чрезмерно сложная задача даже для профессиональных историков. Мы отдаем приоритет свободе творчества, удовольствию от взаимного общения ( как в ролевом, так и во внеигровом форматах), а также возможности без хитроумных технических приспособлений или магических зелий перенестись во времени, побывать в ином историческом пространстве, и не просто заглянуть под обложку любимых книг - но и стат на время ее героями, частью сюжета. Мы творим собственный мир, но в этом мире все же не перестают действовать законы реальности, характерные для второй половины 19 века. Одним из важнейших законов того времени был ЭТИКЕТ. Не обязательно строжайшим образом следовать всем нижеперечисленным правилам - во-первых, в формате ролевой игры это просто нереально, а во-вторых, ошибок и "расхождений с идеалом" все равно не избежать. Слишком далеко мы ушли по оси времени от образа мыслей и повседневного быта людей 19 века. Но знание основ того, что считалось допустимым и недопустимым, приличным и неприличным, необходимо, если вы хотите добиться максимальной точности в изображении персонажа и наиболее глубокого погружения в эпоху. Кроме того, это знание поможет избежать явных ляпов и бессмыслиц. Иной раз просто сердце кровью обливается, когда читаешь на форумах про светских дам, отпускающих ругательства и на званом обеде опрокидывающих бокал за бокалом; или бодро "рассекающих" в одиночку по таким местам, где и мужчинам не следовало появляться без сопровождения... Не меньшую оторопь вызывают герцоги, носящие кожаные штаны, или рафинированные дворецкие, седлающие коней. Знание - сила, так что, прошу всех внимательно знакомиться со справочной информацией, представленной в этом разделе, и самим следить за достоверностью поведения персонажей.

Ответов - 2

Констанца де Росси: Жизнь в свете Большое внимание в пособиях по этикету 19 века уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество — с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам. От светского человека требовалось: - Не стыдиться быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам - это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность е недоброжелательность. - Сострадать ближним и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их место. - Уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость. - Быть вежливым и деликатным людьми более низкого общественного положения. - Быть почтительным и внимательным с женщинами, в разговоре с ними тонко льстить и не порицать их недостатки. - Уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека зато, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета. - Принимать тон того общества, в котором находишься, — быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения. - Всегда платить по своему счету, но не угощать всех, — это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам. - Не рассказывать слишком много историй, а к необходимой теме подходить без многословия, - Не выставлять напоказ собственные успехи — истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом — верная гарантия избежать насмешек и осуждения. - Не являться в общество в дурном настроении и не жаловаться неприятности. - Уметь вовремя прощаться, чтобы не казаться навязчивым. Поведение молодых девушек и молодых людей Вступление в свет — большое событие в жизни молодой девушки. Подготовка к этому дню и обсуждение всего с ним связанного начинались задолго до его наступления. Двери светской жизни распахивались для барышни 16 лет. Она начинала с матерью “выезжать в свет” (в театры, на балы, на обеды, в гости). А до этого времени она, приезжая с родителями в гости, общалась обычно со сверстниками в детских комнатах и появлялась перед взрослыми в гостиной только тогда, когда ее звали; девочка могла также посещать детские концерты и вечеринки. Для первого бала молодую девушку одевали в простое легкое белое платье с небольшим декольте. Драгоценности надевать было не принято, кроме нитки жемчуга. Прическа должна была быть как можно более простой, без взбитых локонов, в волосах - нежные цветы или бутоны. В зал девушку вводил под руку отец. Он представлял ее старым друзьям, а ему представлялись кавалеры, которые хотели бы танцевать с его дочерью. С первого дня появления девушки в свете посетители оставляли для нее визитные карточки, также как для матери, ее упоминали в пригласительных записках на балы. Первый выезд в свет молодого человека был также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу. До вступления в брак образ жизни девушки и молодого человека кардинально отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле. После 25 лет, если девушка осталась незамужней, ей позволялось выезжать одной, но до 30 лет она не должна была принимать у себя мужчин и ездить вечером в театр без почтенной спутницы. Если девушка рассчитывала найти себе жениха, она должна была придерживаться исключительно общества женщин. Покровительство муж чин, дозволенное для вдов, считалось неприемлемым для девушки. В разговоре ей следовало быть максимально сдержанной. Брак Молодой человек, избравший себе будущую жену, раньше чем сделать предложение, убеждался, что девушка и семья готовы породниться ним. А также наводил справки размере приданого, чтобы впоследствии невольным разочарованием оскорбить свою избранницу. После принятия предложения обе семьи извещали родных, друзей и знакомых о предстоящем браке. Получив извещение, те, в свою очередь, должны были ответить поздравлениями. Помолвка совершалась в доме родителей невесты, причем без присутствия посторонних, приглашали лишь близких родственников обеих семей. На следующий день родители жениха приглашали к обеду невесту с ее семьей, затем помолвленные наносили визиты родственникам той и другой стороны. Встречи жениха и невесты проходили в присутствии матери невесты или пожилой родственницы, оставлять молодую пару наедине было не принято. Никаких фамильярностей, кроме почтительного поцелуя руки или в лоб невеста не позволяла. При посещении жениха невеста не сидела в праздности, а занималась рукоделием. Невеста могла подарить жениху золотой медальон со своим портретом. Жених обычно приносил в подарок цветы, конфеты и фрукты, но пенные вещи дарил нечасто, чтобы не обязывать девушку. Подарки жениха могли включать всевозможные предметы, кроме тех, что полагаются в качестве приданого. Не принято было в это время дарить белье, ткани, серебро или посуду. Но можно мех, редкий фарфор, нарядную шаль и другие предметы роскоши. Свадебная церемония угощения происходила обычно в семейном кругу, без приглашения посторонних. Туалет невесты был очень прост: обычно светлое платье и нарядная фата с короной из искусственных цветов. Свадебные визиты новобрачная делала вместе с мужем, начиная с его семьи, затем ее семьи, а также бывших друзей и знакомых. Если муж был очень занят, молодая женщина делала часть визитов со свекровью, но никогда с матерью, даже к своим знакомым. День для приемов назначался через два месяца после свадьбы. Если мужу необходимо было отлучиться после свадьбы, молодая переселялась к его родителям. Вступая в новую полосу своей жизни, женщина соглашалась повиноваться во всем мужу, но стремилась при этом не терять собственной воли. Для этого ей необходимо было освоить науку взаимоотношений в семье — жить в согласии с мужем и его родственниками, достойно вести себя с его друзьями и знакомыми, уметь радушно и любезно принимать гостей. В отсутствие мужа молодая женщина воздерживалась от визитов и выездов, принимая у себя только родных или самых близких друзей, и не показывалась в свете. Жених в период ухаживания проходил не меньше испытаний, чем молодая девушка. Бывая у будущей невесты, он обычно появлялся одетым во фрак или сюртук и проводил долгие часы за беседой с ней и должен был убедить ее в своей любви, не произнося при этом самого слова, выказывая хорошие манеры, изящество. Встречи проходили под наблюдением родных девушки, оценивающих потенциального жениха, и необходимо было иметь большой запас ума и такта, чтобы понравиться девушке и ее родителям и получить согласие на брак. Мужчина после свадьбы сохранял за собой право руководить женой в ее светских отношениях. Для этого он должен был сопровождать ее и проводить с ней все свободное время, предостерегать жену от опрометчивых поступков, например, от тесной дружбы со свободными от брака женщинами, которые предаются кокетству и роскоши. Правила поведения одинокой женщины Женщина могла оказаться одинокой нескольким причинам: совсем не выйти замуж, стать вдовой или развестись с мужем. В каждом случае были свои общественные законы, и к соблюдению в свете относились очень строго. Молодая вдова все время траура должна была жить в семье мужа, по крайней мере до тех пор, пока вторично не выйдет замуж. Если у нее уже быть дети, она могла жить одна. По окончании траура вдова, как бы молода она была и каким бы ни был срок ее замужества, могла жить, как ей нравилось, и выезжать куда угодно: на балы, театр, принимать гостей у себя и во всем остальном вести себя как замужняя женщина. Она могла принимать мужчин, адвокатов, нотариусов и т.д., если вынуждена была сама заниматься делами; при таких посещениях не нужно было брать с собой пожилую родственницу или подругу. Одинокая вдова не обязана давать ответные обеды или посещать другие дома по приглашению. В то же время ей не следовало жить слишком уединенно и рекомендовалось принимать у себя в доме тех, кого она сама намерена была посещать. На свои обеды и вечера она могла приглашать мужчин, которые посещали ее с визитами вежливости в ее приемные дни. Тем не менее, в течение 3-4 лет после смерти мужа вдова должна была воздерживаться от светских раз влечений, выездов и приемов у себя. Вдова, имевшая детей, которых по возрасту следовало вывозить в свет, могла нарушить этот срок. Положение женщины, разошедшейся с мужем (что было редким явлением), было совершенно иным. Женщина могла остаться в доме мужа, если вина за развод лежала на нем и общество это признавало. Если же виновной стороной была жена, она возвращалась в свою семью, и ей не рекомендовалось показываться в обществе, в публичных местах и принимать у себя мужчин. Чтобы избежать осуждения в свете, она обязана была жить в совершенном уединении. Если у нее были дети (и при этом муж и его родственники доверяли ей их на воспитание), то она полностью посвящала себя им и нигде без них не появлялась. Любая женщина, замужняя, вдова или незамужняя, если ей не исполнилось 60 лет, не могла показываться одна в увеселительных публичных местах, таких как кафе, ресторан, театр, скачки, казино, без сопровождения хотя бы пожилой женщины. Двум молодым женщинам также неприлично было появляться в подобных местах без сопровождения. Однако женщина смело могла посещать подобные места со своими детьми, которые в данном случае являлись ее покровителями. Замужние женщины и вдовы могли ходить в церковь, в магазин, делать визиты, однако женщина, имеющая мужа, не должна была ездить без него на бал или обед. Если муж не любил выезжать, жена должна была делить с ним уединение, если у них не было дочери-невесты. В последнем случае мать обязана была выводить в свет дочь. Поправить свое расстроенное здоровье или здоровье детей женщина могла на водах. Сопровождение мужа при этом не считалось обязательным. Общество допускало, чтобы за мужнюю женщину, посещавшую свет или публичные места, сопровождал посторонний мужчина, но приличия требовали, чтобы она выбирала себе достойного спутника. Что касается туалетов, то для каждого возраста существовали свои фасоны и цвета. Вне зависимости от молы девушкам не рекомендовались яркие, броские наряды. Желтый цвет был юным особам противопоказан всегда, лиловый — зимой. Женщины за сорок лет должны были избегать нежных тонов: голубого, розового, а так же белых нарядов, сшитых из легких воздушных тканей. Матери с дочерью и сестрами не следовало одеваться одинаково. Общественные отношения Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве сторон. При знакомстве обменивались карточками, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий. При встречах жали друг другу руки, садились рядом на диван и вели беседу. Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через день после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения. Если знакомство происходило между лицами, занимающими неравное положение, или в знакомстве была заинтересована лишь одна сторона, это не расценивалось как светские отношения: высшее лицо приглашает, но не может быть приглашено; ему наносят визит, но оно не обязано отвечать визитом. Если положение просителя соответствовало положению высшего лица, то деловое или мимолетное знакомство могло перерасти в светскую связь. Деловые отношения не требовали никаких любезностей. Вне кабинета, конторы или магазина знакомство прекращалось, каково бы ни было положение сторон в обществе. В дальнейшем при встречах обменивались только поклонами. Отношение подчиненного к начальнику основывалось на соблюдении приличий, если отсутствовали близкие связи. Подчиненный, даже если был выше своего начальника по состоянию и происхождению, не заговаривал с ним первый, разве только о дедах, и не старался сблизиться с ним, а оказывал при всех обстоятельствах почтен не. Самый важный и титулованный начальник должен был быть всегда любезен и вежлив с подчиненными; подчиненный же в свою очередь должен быть почтительным, но не поло бесстрастным. Подобострастие и заискивание не поощрялись. Правила приличия запрещали мужчине посещать лиц, которых он не считал достойным ввести в свой дом; исключение составляли лишь деловые партнеры. Визиты Визиты были необходимым элементом светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого. Особы визиты наносились начальникам, доктору или адвокату. Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых. Причем семейным людям супруги наносили визиты вместе, а холостяков или вдовцов, у которых не было взрослых дочерей, мужчина посещал один. В пятницу и субботу на Страстной неделе визитов не делали. Для визитов не надевали только что купленное платье, так как оно стесняет. Визитный туалет должен быть простым и изящным. Собираясь в гости, всегда брали с собой визитные карточки. Когда приходили с визитом, хозяйка сама шла навстречу, здоровалась, и, если в гостиной еще кто-нибудь находился, знакомила визитера со всеми. Хозяйка, встретив гостя — как женщину, так и мужчину, — салилась не раньше, чем сядет гость. Муж с женой, приходя с визитом, не должны были входить пол руку, жена должна была пройти вперед. Если во время визита приходил еще кто нельзя было уходить тут же — это оскорбило бы вновь пришедших. Уходящих визитеров хозяйка вела в переднюю и ждала там, пока они не уйдут. По уходе дверь закрывали не сразу же, а ждали пока гости не отойдут немного, после этого дверь запирали по возможности бесшумно. В то время существовало понятие первого, или вступительного, визита. Такие визиты совершались новобрачными, служащими, прибывшими в другую местность, а также молодым чело веком, который стал самостоятельным. Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь. После первого визита было принято присылать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно. Таковы были основные правила гражданского этикета ХIX века, и в заключение можно отметить, что знание истории этикета позволяет нам многое понять о своем собствен ном поведении и об отношениях с окружающими. (по книге Емышевой Е.М., Мосягиной О.В. Общегражданский этикет в XIX веке)

Констанца де Росси: Пару слов о буржуазной морали и о викторианстве, как о высшем ее выражении С укреплением позиций буржуазии и распространением буржуазной морали распространяется и буржуазный этикет. Основное понятие буржуазного этикета – респектабельность, основная задача мужчины – быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины – образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобретает понятие репутации. Потеря репутации невосполнима, она ведет к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде в 19 веке. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико. И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе — необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины — стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека. Много дополнительной информации естьпо ссылке: http://venlian.2bb.ru/viewtopic.php?id=90



полная версия страницы